Мы всегда спешим, проскакивая из Нижнего Новгорода мимо этого древнего городка в сторону суетливой многолюдной столицы. И он остается ждать нас, уютно прижавшись к подножию горы, кутаясь в пушистую зелень своих садов и поглядывая в синь Клязьмы. Нежный и трогательный, как сон под утро. Застывший в старине, как древний жук в янтаре. Городок на горошине.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине
Гороховец: городок на горошине

Гороховец называют братом Суздаля, но по состоянию инфраструктуры он, конечно, заметно уступает ему и тем огорчает гостей. Многие даже не считают городок со стручками на гербе достойным прогулки выходного дня. Ну, максимум, покататься с Пужаловой горы на лыжах и “ватрушках” в сезон. А, между тем, городок славный. И все, кто проезжают его по М7, не заезжая в центр, вряд ли могут сказать, что видели его.
Гороховец похож на задвинутую на антресоли бабушкину шкатулку с сокровищами. Стоит наткнуться – проведешь не один час, рассматривая и перебирая. И у Гороховца множество удивительных вкусностей для тех, кто готов удивиться.

Гороховец: городок на горошине

Сергей Андрияка. Гороховец осенью.

Для начала просто знайте: Гороховец — ровесник Москвы. Оба города были основаны как маленькие пограничные крепости княжества. Первые летописные упоминания о них, ставшие условными датами основания – у Гороховца – 1168 год, а у Москвы – 1147 год.
Град святой Богородицы — так в старину называли городок Гороховец, расположенный в 157 км к востоку от Владимира, в Волжско-Окском междуречье. Объяснение тому простое: поселение было пожаловано князем Андреем Боголюбским в качестве вотчины владимирскому Успенскому собору.
По плотности достопримечательностей на квадратный километр он может конкурировать с такими городами, как Суздаль, Владимир, Ростов и Новгород Великие. А в некоторых случаях и превосходит их. Например, знаете ли Вы, что из 21 дома постройки XVII века, сохранившихся в России, 7 находятся в Гороховце?
К тому же Гороховец – не из тех, кто сидит, сложив ручки. Жители этого городка надежно вписали себя в перечень трудяг.
Снежные шквалы Ледовитого океана трепали на кочах первопроходца Семена Дежнева паруса, сшитые суровыми нитками, спряденными в Гороховецком уезде.
Гороховецкие предприимчивые практики первыми в мире в 1823 году осуществили крекинг (перегонку) нефти, что на 36 лет раньше, чем в США.
В 1883 году еще неизвестный тогда инженер Владимир Григорьевич Шухов получил «привилегию» на изобретение резервуара круглой формы, а изготовили первый резервуар по его «оптимальному расчету» именно гороховецкие котельщики. С этого времени вся инженерная деятельность будущего академика Шухова становится тесно связанной с выходцами из Гороховецкого уезда. Они по его проектам строили первый в России нефтепровод в Баку в 1879 году, первые гиперболоидные башни для выставок в 1896 и 1900 годах в Нижнем Новгороде и в Париже. В суровом 1922 году в Москве на Шаболовке под руководством Шухова гороховчане воздвигли гиперболоидную опору антенны для радиостанции «Коминтерн».

Гороховец: городок на горошине

В 1907 году в Гороховце была изготовлена и спущена на воду самая крупная не только в России, но и в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница». Ее водоизмещение составляло 720000 пудов, а длина 172 метра, при ширине 24 метра и высоте баржи 3,82 метра.

Гороховец: городок на горошине

А что может быть романтичнее и азартнее поисков золота? Для того чтобы найти новое месторождение этого символа богатства, люди преодолевали моря и океаны, пересекали пустыни и забирались высоко в горы. Однако мало кто знает, что золото искали (и находили) не только в Сибири и на Урале, в далекой Калифорнии, на Аляске или в стране инков, но и в пределах Владимирской губернии, под Гороховцом! Факт поисков золота и обнаружения россыпей золотого песка на песчаных косах Клязьмы зафиксирован в архивных документах и подробно отражен на страницах фундаментального труда профессора Владимира Данилевского, который увидел свет еще 65 лет назад и был удостоен Сталинской премии.
И это все на фоне скромного очарования городка.

“…и дивная Муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа… Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных на горе в каком-то игрушечном стиле… Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века – ну просто как в “Спящей красавице”, – до такой степени, что мы не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи, как во сне… Другого такого “Китежа” я не знаю”.

Так писал академик Грабарь, посетивший Гороховец почти 100 лет назад, в 1919 году.
Так что? Вы еще хотите проехать мимо? 🙂
Собственно, гороховецкий деревянный модерн подстерегает даже тех, кто не свернет с М7. Дом Шорина – его видят все проезжающие. Гороховец – это царство эклектики и пир глаза.

Гороховец: городок на горошине

Между прочим, дома вдоль трассы раньше не считались входящими в Гороховец. Это село Красное. И особняк Шорина, расположенный на дороге из Москвы в Нижний Новгород, был дачей. Он имеет асимметричную живописную композицию, его декоративное оформление выдержано в стилистике раннего модерна.

Гороховец: городок на горошине

Нижняя часть досками не обшита, что делает наглядным оригинальный конструктивный прием: круглая угловая башенка сложена из согнутых в кольцо (!) бревен.

Гороховец: городок на горошине

На прихотливые наличники и карнизы “посажены” крупные “таблетки” с цветами.

Гороховец: городок на горошине

Слегка стрельчатые фронтоны и узкие оконные переплеты башенки над входом порождают ассоциации с готикой -впрочем, это лишь игривый намек. Вообще, облику дома присуща театральность, свойственная многим произведениям этого стиля. Автор проекта, безусловно, обладал богатой фантазией, а между тем его имя остается неизвестным. Подобных домов с “кричащими” фасадами было немало в Нижнем. “Было” – ключевое слово.
Кстати, в дом Шорина можно зайти. Там располагается что-то вроде музея или Дома творчества. Мы очень заинтересовались архитектурой и остатками обстановки внутри – там сохранились печи и лепнина, планировка и высокие двери. Хотелось услышать о доме, о личности хозяина, который был большим человеком в Гороховце.
Однако в этом муниципальном учреждении нам не были рады. О доме и Шорине там рассказывать отказались. Более того, назвали хозяина “просто крестьянином”, хотя было бы вернее называть его промышленником. Зато нам показали залу, которая была изуродована зелеными драпировками и манекеном “Царя Гороха”, предложив программу с детским хором, играми и чашечкой гороховой каши. Это удовольствие для группы стоит 5 тысяч рублей. С аппетитом!
Мы вежливо отказались и попросили разрешения пофотографировать печи. За это с нас потребовали 50 рублей за один кадр. Словом, будете там – ограничьтесь осмотром снаружи. Главное, оставить весь этот бред про царя Гороха за красивейшими дверями в интерьерах, которые достойны лучшего.

Гороховец: городок на горошине

Тут же рядом, в Красном, стоит еще один “теремок”. Кстати, в нем есть кафе. Скромное, но вполне подойдет для придорожного перекуса. Дом старинный. Однозначно, украшает бывшее село.

Гороховец: городок на горошине

Дом Кучина (Шорина).

Это визитная карточка Гороховца: небольшие деревянные дома в “народном духе” с резными наличниками и мезонинами. Их сохранилось немало. К интересным образцам гороховецкой эклектики следует отнести богатые деревянные особняки, отличающиеся сложным декором в “дачном” стиле. Здесь не обошлось без примеси купеческой основательности: нижний этаж особняков каменный, верхний – деревянный. Пример – дом Кучина в бывшем селе Красном. Дом Морозовых на Благовещенской улице (ныне улица Ленина) легче представить себе в столичном пригороде, чем в провинциальном городке.

Гороховец: городок на горошине

Дом Морозовых.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Особняк потомственного дворянина, главы Земской управы Пришлецова на бывшей Благовещенской улице (1915) выглядит не просто театрально, а поистине сказочно. Стилистически он принадлежит к неорусскому направлению модерна.
Крылечко с крутым навесом, а над ним башня со шпилем. Треугольные чердачные и сенные оконца. Мезонин, похожий на гигантскую бочку, которая осенью плывет по золотым волнам разросшихся деревьев, а зимой – лежит на белых перинах снега.
И наличники! Да какие! С них, как из красочной книги сказок, на вас смотрят пышногрудые русалки и птицы-сирины, львы и райские цветы. И хотя лет так сто назад из-за тяжелой шторы блеснул бы солнечным зайчиком золотистый погон прибывшего к обеду хозяина, главный барин тут не человек. Главный барин любой усадьбы – кот, сидящий на окне среди гераней и бальзаминов, в обрамлении резной рамы со сказочными прелестницами. А за этим сказочным теремом – крутой склон не менее сказочной Пужаловой горы.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Впрочем, в Гороховце много добротных краснокирпичных зданий (дом Семенычева и женская гимназия). К тому же типу сооружений принадлежит и Всехсвятская кладбищенская церковь (освящена в 1912 году), что за Никольской горой. Архитектура ее для начала XX века архаична, но в целом довольно профессиональна и приятна для глаза.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

И если уж мы начали говорить о каменных строениях, то Гороховец – заповедник белокаменных палат.
Город, к счастью, не разросся в разные стороны от Никольской горы, а по-прежнему жмется к ней, словно до сих пор ищет защиты у давно уже не существующей крепости.
В Гороховце не сформировалась по-настоящему набережная. Старинные дома над Клязьмой повернуты фасадами отнюдь не к реке, а к горе и городку. И когда смотришь на город с противоположного берега, от Красногривского монастыря, он предстает своей тыльной, дворовой стороной. Создается впечатление, что Гороховец все внимание сосредоточил на Никольской горе: не смог посад преодолеть зависимость от государевой власти, олицетворявшейся крепостью.
Прохаживаясь по улицам Гороховца, все время чувствуешь присутствие холмов, неотступно довлеющих над его постройками. Довольно широкую в этих местах Клязьму просто не ощущаешь. А ведь русские градостроители именно на реки в первую очередь ориентировались. Гороховец в этом смысле исключение. Его своеобразие – в холмах, благодаря которым, возможно, мы во многом обязаны отменной сохранностью городской среды XVII века.
Если с центральной площади попасть в Нагорный переулочек, то вы окажетесь не просто под горой, но и у интереснейших ворот. Они хоть и поновлены, а прекрасны и являются тоже памятником.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Столбы с вязью. Под тесовым навесом они отлично сохранились и помнят еще хозяйские обозы.

Гороховец: городок на горошине

За воротами – дом Ершова (Сапожникова) и преинтересный музей. Для групп могут разыграть программу. Гостей встретит ключница, а домочадцы научат печати на ткани и письму пером да чернилами. Все профессионально, весело и задорно. Вы удивитесь, что так бывает.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Сам дом – глаз не оторвать. Сказочные палаты. Вообще, славу Гороховцу принесли семь поистине уникальных построек гражданского зодчества XVII века. Но и среди этих памятников старины дом Ершова (Сапожникова) особо выделяется своим нарядным оформлением и совершенством архитектурного решения.
Зимой белостенный дом прячется в синей тени Пужаловой горы и кажется, будто он делан из снега и льда. Поверить в то, что внутри стоят жаркие изразцовые печи помогают только печные трубы на крыше. И пока холодное и низкое зимнее солнышко пытается пробиться сквозь чащу гороховецких берез и осин, еще ни одно окошко в доме не зажглось приютным желтым глазом.

Гороховец: городок на горошине

Летом дом смотрится теплее.

Гороховец: городок на горошине

Дом в XVII веке принадлежал гостиной сотни торговому человеку Семену Ершову, который разбогател на отъезжем торге, мельницах и винокурнях .
Из архивных документов известно, что в середине XVII века вместо разорившихся представителей некогда богатейшей семьи купцов Ершовых, выдвигается род купцов Ширяевых, представители которых в 1771 году владели домом.
Но к концу XVIII столетия разоряется и род купцов Ширяевых. Новая фамилия купца Ивана Льготина появляется в документах Гороховецкого городового магистрата. В 1795 году купец Иван Льготин стал владельцем дома, приобретенного им «от гороховской купецкой дочери Катерины Ширяевой да мещанина Петра Климова, в ветхости, а ныне уже починкою и вновь постройкою им, Льготиным устроенного». Это единственное упоминание о каких-либо ремонтах и переделках дома.
Возможно именно Льготиным в 1795 году был перестроен 3-ий этаж. В 1798 г. Иван Афанасьевич Льготин умер. Дом по наследству перешел к дочери Льготина Анне Колпаковой. Через год Анна Колпакова, чтобы расплатиться с долгами, по частям продает недвижимое наследство.
Вплоть до 1918 года владельцами дома были Сапожниковы.

Гороховец: городок на горошине

Трехэтажный объем этого дома продуман очень функционально. На первом этаже находятся просторные сени, комнаты хозяина и хозяйки дома, палата для приема гостей и проведения торжеств. В подклете имеется погреб, где хозяева хранили всевозможную утварь и припасы. На третьем этаже – опочивальни. В светелке – девичья. Вот немного интерьеров.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Усадьбу окружает забор – «заплот». Дом строился в те времена, когда белокаменный терем мог выдержать даже осаду. Сейчас за заплотом видны храмы.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

С домом Ершова, кстати, связано множество легенд. Считается, что в подклети по приказу хозяина был вырыт подземный ход, который служил дополнительным средством безопасности. Вел этот подземный ход к реке, к пристаням. Рассказывают много историй о тайниках с золотом и кладах, зарытых купцом. Разумеется сейчас и след простыл тех ходов и богатств. Кстати, факт, что такие дома имели тайники, однако в этом доме он еще не найден.
Интересно, что основные «покоевые» помещения со спальнями размещались в древнерусских чердаках, деревянной жилой надстройке. Деревянные чердаки с жилыми помещениями возвышались в XVII веке почти над каждым каменным домом. Иногда деревянные пристройки примыкали к белокаменным палатам. Русские люди избегали, особенно зимой, спать в каменных палатах. Это считалось вредным для здоровья. Подробно описывавший свое путешествие по Московии в 1654 году Павел Алеппский отмечает, что «в углу Крестовой палаты (Патриаршего дома в Московском Кремле) есть дверь, ведущая к новому деревянному строению с многочисленными кельями, кои идут одна за другой и назначены для зимнего помещения, ибо жители этой страны не любят жить в каменных домах, потоку что когда печи в них истоплены, то ударяет в голову и причиняется головная боль»*. Также и другие многочисленные письменные источники подтверждают, что многовековые бытовые традиции и бесспорные теплотехнические и гигиенические достоинства деревянных построек заставляли русских вплоть до XVIII века предпочитать их в качестве постоянного жилья.
Были, несомненно, деревянные чердаки и в доме Сапожникова. О них еще совсем недавно говорили остатки удобной внутристенной каменной лестницы, освещенной специальным маленьким окошечком, которая вела в верхний этаж. О ней уже упоминалось, когда мы рассматривали сени приемных апартаментов. Именно деревянные чердаки и сменила существующая сейчас кирпичная надстройка. Можно совершенно уверенно говорить о том, что планировка надстройки повторила планировку деревянных чердаков. Сени, конечно, были посредине, а по бокам располагались спальни. В сенях, возможно, по образцу боярских хором имелись небольшие чуланы для спанья «сенных девушек». Над крыльцом, скорее всего тогда деревянным, возвышался девичий теремок.
В чердаках с невысокими потолками, часто с «подволокой», обитой сукном добрым, со скоблеными, мытыми пивом бревенчатыми стенами, издававшими особый аромат, с нехитрым домашним скарбом было тепло и уютно.
Грустно, но туристу для осмотра доступен только дом Ершова. Дом Опарина, что на набережной, можно осмотреть только снаружи.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Дом был построен в конце XVII века другим богатым гороховецким купцом Матвеем Опариным. При реконструкции постройки были обнаружены даже личные вещи этого семейства.
Жизненный путь семьи Опариных весьма интересен и переплетается с судьбой купцов Ершовых. Гороховецкие летописи повествуют о том, что еще в 1670-х годах Ершовы были богатейшей семьей города, а семья Опариных не пользовалась уважением у местного населения. Прошло не более 50 лет и положение семей изменилось: теперь сын некогда богатого купца Ершова вынужден был просить в долг у Федора Опарина – одного из самых уважаемых предпринимателей.
Даже дом носит следы соперничества гороховецких купцов Ершова и Опарина. По рассказам, в архитектурном варианте это выразилось так: вначале красное крыльцо дома Опарина было обращено к городу, и все горожане любовались им. Но Благовещенский собор, построенный на деньги Ершова, плотно закрыл усадьбу Опарина. В отместку Опарин перенес крыльцо на противоположную сторону дома, тем самым “повернувшись задом” к Ершовскому творению. А красное крыльцо дома Опарина стало хорошо видно с реки. И это при том, что настоящей набережной у Гороховца никогда не было: туда выходили огороды, что удобно для полива, сараи, мостки, там вязали лодки и сушили сети.

Гороховец: городок на горошине

А вот когда-то парадная сторона смотрит теперь в сад. Если ссора купцов – правда, то и сад был разбит нарочно.

Гороховец: городок на горошине

В настоящее время в доме располагается городской ЗАГС и архив. Туристу там не рады.
Всего в нескольких десятках метров от дома Опарина (Селина) на одной линии с ним, находится дом Канонникова (конец XVII века).

Гороховец: городок на горошине

Купцы Канонниковы жили скромнее. Может быть, это и сказалось на отделке дома. Он менее притязателен на вид и даже аскетичен. Трезвость и расчет стояли на первом месте. И место было выбрано удачное — на берегу Клязьмы, возле городского собора. Семья была большой, и палаты строились вместительными.
По своей структуре дом Канонникова повторяет тип уже рассмотренных посадских каменных палат Гороховца. Среднюю часть первого и второго этажей занимают сени, по сторонам от них в первом этаже расположена жилая «людская» клеть и кладовая, а во втором — жилые покои хозяев. Сени перекрыты коробовыми сводами, остальные помещения — сомкнутыми. Четырехскатная высокая кровля с большими пологими полицами, дымниками и слуховыми окнами. Новшеством для Гороховецкого зодчества оказалась встроенная парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй.
Здание занимают отдел культуры и бибколлектор. Но палаты Опариных и Куконковых отлично просматриваются с горы.

Гороховец: городок на горошине

Панорама Гороховца впечатляет и заставляет полюбить этот городок навсегда. С горы, на которую можно попасть из новой части города или подняться по еле живым лесенкам от Клязьмы. Летом тропок больше, но будьте готовы сдать ГТО прямо тут.
Сверху Гороховец кажется немного хаотичным, но на самом деле, всмотревшись, вы поймете, что он наоборот очень гармоничен. Восемь храмов украшают Гороховец, и среди них только Всехсвятская кладбищенская церковь построена в начале XX века, да и та стоит за Никольской горой. Ее плохо видно – она почти не влияет на городскую панораму.

Гороховец: городок на горошине

Несмотря на кажущееся случайным расположение храмов, оно, как и в большинстве древних городов, очень четко и логично. Каждый храмовый комплекс посада находится в перспективе одной из магистральных улиц: Благовещенский собор – улицы Большой; бывший Сретенский монастырь -Сретенской; Воскресенская церковь (до революции рядом с ней стояли маленькая зимняя Введенская церковь и колокольня) отлично просматривается с московской дороги.
До XVIII века основной магистралью, ведущей к городу, была московская, или владимирская, дорога, и ее перспективу завершала не скромная посадская Воскресенская церковь, как ныне, а доминировавшая над всем окружающим пространством деревянная крепость. Потом, в XVII веке на горе был основан деревянный Свято-Троице-Никольский мужской монастырь, который очень скоро после своего основания, в том же XVII веке, выгорел дотла и заново отстраивался, как сообщают старинные путеводители, “усердием местных обывателей”. Усердие проявили опять же в основном Семен Ершов и другие купцы, что не удивительно, поскольку то была пора расцвета гороховецкого купечества. Его Троице-Никольский храм стал только второй каменной церковью в Гороховце. Ее возвели в 1686-1689 годы на Крепостной горе, где уже не было ни стен, ни крепостных башен – лишь оплывшие валы, защищавшие разве что от ветра. Тогда же появилась в Никольском монастыре и колокольня.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Снаружи монастыря, по кромке глубокого оврага идет тропочка. Обязательно прогуляйтесь.

Гороховец: городок на горошине

На территории внутри старые памятники и могильные камни как бы символизируют погост. Потому что найдены они были в разных частях горы при реставрации.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Декоративность, гротеск, игривость присущи архитектуре XVII века, когда началось “массовое” (в русском понимании) каменное строительство на Руси. Панорамы городов начинают измельчаться, превращаться из моноцентричных в полицентричные благодаря появлению значительного количества небольших посадских храмов в стиле русского “узорочья”.
Первый каменный храм города – Знамения Богородицы с приделом святого апостола Иоанна Богослова и колокольней в Красногривском монастыре, что за Клязьмой (1679 год) -сооружен на средства богатейшего гороховецкого купца Семена Ершова. Место для осуществления столь значимого замысла выбрано, на первый взгляд, весьма странно – за рекой, куда в те времена можно было беспрепятственно добраться только зимой по льду.

Гороховец: городок на горошине

Однако поступок купца, хотя и состоятельного, но большого влияния в городе еще не имевшего, можно аргументировать: в городе храмов достаточно, а старейший по времени основания (1598 год) здешний монастырь беден и его можно использовать как последнее жизненное пристанище. Знаменский храм стал первым ярким пятнышком, засиявшим на фоне деревянного посада.

Гороховец: городок на горошине

На средства Семена Ершова в 1687-168 годы сооружается и первый посадский каменный храм – Воскресенская церковь, до сих пор стоящая на московской дороге рядом с каменными палатами заказчика. Многие исследователи отмечают “cкромный вид”, сдержанность, аскетичность и монументальность гороховецких храмов, столь нехарактерные для “узорочья” XVII века.

Гороховец: городок на горошине

Наиболее яркий пример – Благовещенский собор, возведенный в 1700 году. Его постройка поставила точку в формировании городской панорамы. Собор стал доминантой гороховецкого пейзажа, его смысловым центром. Интересно, что Благовещенский собор совершенно не характерен для своего времени. В его архитектуре почти не заметно влияния архитектурных идей XVII века, причем он не просто повторяет более древние, XVII столетия, пятиглавые храмы, а как будто непосредственно материализовался из прошлого. Кстати, это была последняя постройка на средства Семена Ершова. После смерти купца в первые годы XVIII века его сын не только разбазарил отцовское имущество, но и, наделав долгов, бежал из города.
Так собор смотрелся до революции на старой открытке.

Гороховец: городок на горошине

Так собор смотрится в нынешнее время.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Наиболее богато декорированный из гороховецких храмов и, соответственно, наиболее выдержанный в духе своего времени церковь Сретения Владимирской иконы Божией матери Сретенского женского монастыря, построенная в 1689 году попечением другого купца – Ивана Ширяева.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Привлекают внимание нарядные главки.

Гороховец: городок на горошине

Вот такой Гороховец красавец. Куда до него популярному Суздалю? Одна только панорама с Лысой горы тоже чего стоит! Раздолье глазу. Это апрельские кадры.

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Гороховец: городок на горошине

Кстати, о горах. Сказочный городок ведь должен иметь свою сказку.
Эту – знают даже школьники. Она рассказывает о том, почему гору назвали Пужаловой. В 1539 году отряды казанских татар вновь оказались под стенами Гороховца. Город, обложенный со всех сторон, находится в осаде. Но неожиданно татары снимают осаду и поспешно уходят. Только чуду приписывают жители Гороховца свое избавление от беды. Возникает легенда, что стоявшие в осаде татарские воины неожиданно увидели поднимающегося над соседней с городом горой громадного русского воина. Посчитав это плохим предзнаменованием, татары сняли осаду с Гороховца, а гора получила название Пужаловой.

Гороховец: городок на горошине

Но есть и другая. Это не просто волшебная легенда, а целая мистерия – довольно мрачная, но настоящая, исконная и оттого не менее притягательная.

Гороховец: городок на горошине

“Урочище Гора-ховец (переводится, как “гора-могила”, так как “ховать” – прятать, хоронить) было на месте современного города Гороховец. Само урочище располагалось на Гробенской (Ярилиной) горе. Бог Ярила лежит всю зиму в гробу в сей горе, пока властвует Ярила Зимний. Весною Ярила возрождается к жизни и выходит на свет, а Зимний укрывается в горе-могиле”.

Мрачно, но так похоже на средневековый эпос. Особенно в это веришь, глядя с горы-могилы в бесконечный океан не знавшего топора леса на Клязьмой. И тут стоит предупредить вас, что зимние божества – вовсе не добряки. Ярила Зимний считается пастухом волчьих стай и покровителем оборотней. Кстати, некоторые исследователи славянской мифологии приписывают именно ему роль прообраза Деда Мороза, который ходит зимой по домам.
Знаете ли вы, что Дедушка стал позитивен относительно недавно? Этот образ настолько прочно вошёл в наше сознание, что кажется, будто он дошёл до нас из глубины веков. Между тем, мало кто знает, что этот сказочный персонаж родился сравнительно недавно. Впервые он появляется в художественной литературе XIX века в произведениях российских поэтов Одоевского и Некрасова. До этого периода в народе был известен только один Мороз – злой дух древнеславянской мифологии.
Обычно Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз», то есть с зимним солнцестоянием. Будучи Владыкой Зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь велика.
Зимний Ярила, а значит и Дед Мороз, связан с миром умерших предков. В русской традиции существовал обычай, по которому зимой в страшный мороз старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с плошкой овсяного киселя и звал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!». Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители». Овсяный же кисель – специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью. Иногда Деда Мороза кормили кутьей, чтобы тот не трогал посевы и скот. Кутья, кстати, тоже поминальное блюдо. А Дедом в старину и вовсе звали родового предка, который помогает своей семье с обратной стороны бытия. Живущих же стариков называли “дедко”. Встреча с Дедом Морозом или Ярилой Зимним не сулила ничего хорошего. Считалось, что замерзшие насмерть или заеденные зимой волками встретились с этим сумеречным божеством.

Гороховец: городок на горошине

Мы не будем развивать тему мифологии – она бездонна. И тема смерти, перерождения – самая исконная для мифа. Отметим лишь исторические факты, говорящие о том, что в сердце Гороховца есть загадка, связанная с круговоротом жизни. Под гороховецкой горой течет речка Могиленка, а старинные захоронения на горе исстари назывались «Близнина», что по-древнеславянски означало место погребения родителей – близких. А будить Ярилу и прощаться с его зимней ипостасью жители Гороховца приходили как раз на гору – там проходило празднество. Народ пировал, веселился прыгал через огонь, чтобы очиститься от зимнего морока.
Понятно, что репутация городка, в котором расположена могила Деда Мороза – это очень спорное преимущество в битве за туриста 🙂
Но согласитесь, что теперь вы не сумеете проезжать мимо Гороховца, не вспоминая основательность купеческих палат, страшные тайны его гор, а также уютную прелесть модерновых особнячков?

Гороховец: городок на горошине

Валерий Бауков. Июньский вечер в Гороховце.

PS Пусть читателя не смущают кадры из разных сезонов года. Мы были в Гороховце многократно. Чего и вам желаем.