Русский Север потрясает своей строгой аскетичной красотой.
Величавые холодные реки с высокими черными избами по берегам. Угоры с изъеденными северными ветрами поморскими крестами над Белым морем. Штормовой ветер с северного океана – до звона в голове. Деревянные храмы-корабли и колокольни, как указующий перст в небо. Гордые лошадиные головы на коньках домов.
Космос северной избы, в котором встречаются жизнь и смерть. Заговоры-обереги двухвековой давности, писанные резцом по очелью дома. Смотрящие на тебя многоглазые темные лики с храмовых небес. Стада крутобоких холмогорок, которые обходятся без пастуха. Старинные зарастающие тракты, забывающие шелест шин.
Молчаливые старухи в платках по старому уставу. Суровые поджарые небритые мужчины с натруженными руками. Взгляд с изучающим прищуром. Сжатые в строгую нитку узкие губы ползут в улыбку: “Аааа, Нижний Новгород! Уууу, издалека вы!”
Традиционно немного сухой информации для любопытствующих.
Формат: автоэкспедиция.
Участники: двое взрослых, которые как дети )))
Регионы: Нижегородская, Ивановская, Ярославская, Вологодская Архангельская, Костромская области и Карелия.
Маршрут: Нижний Новгород – Иваново – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Каргополь – Плесецк – Конево – Онега – Ворзогоры – Северодвинск – Архангельск – Великий Устюг – Нижний Новгород.
Пробег: 3,5 тыс км.
Время прохождения маршрута: 12 дней.
Дороги: хороший асфальт, плохой асфальт, грейдер, грунтовки.
Без асфальта прошли более 1 тыс км.
Мосты – рубленные деревянные разной степени ветхости и военные понтонные.
Транспорт: дизельный Ниссан Патфайндер с 4х4, на “ручке” и тяжелых шинах BFG.
Кроме этого передвигались на автомобильном и пассажирском паромах, а также на почтовой УАЗе-“буханке”.
Сожрано солярки около 350 литров. С собой на случай долгих перегонов возили две канистры солярки – 40 литров.
Заправки: Роснефть. Хорошая солярка. На севере эта сеть льет дизель по цене на 2 рубля дешевле лукойловской.
Сотовая связь: Билайн и Мегафон. Первый в очередной раз подтвердил, что является г*вном. Связь пропадала сразу после выезда за черту крупного населенного пункта и не появлялась даже в зоне прямой видимости вышек связи – видимо, у Билайна ж*па с передатчиками. Мегафон стабильно пахал.
Проживание: в шести маленьких отелях и гостевых домах.
Питание: местный скромный общепит и немного собственных запасов.
Потери: после беспощадной к машинам дороги “Онега – Северодвинск” заболела подвеска авто.
ГИБДД: ни одной остановки даже для проверки документов. Пришел один штраф – превышение скорости на «Холмогорке» на 500 рэ (со скидкой постоянного клиента вышло 250 рэ).
Расходы: 93 тыс рэ. Это вместе с питанием, проживанием, топливом и подарками туче родных и близких )))
Ссылки на отчетики с рассказами об увиденном мы будем собирать здесь.
Дорога вдоль Северной Двины
Добираться из Архангельска в Нижний Новгород мы решили не по М8 через Вологду, а по старинному торговому тракту «Холмогоры – Великий Устюг» вдоль Северной Двины. Путь занял пару дней с ночевкой в Великом Устюге. В первый день мы преодолели около 300 км хорошего асфальта М8 и 400 км разбитых в хлам проселков. Нам не хватило времени на Сольвычегодск, но мы порадовали себя красотами сел, через которые лежал маршрут.Подробнее »
Холмогоры: тайны третьих гор
С Холмогор начался наш двухдневный путь из Архангельска домой в Нижний Новгород. Туристы, верящие в то, что именно в этом селе родина «человека-университета» Михаила Ломоносова, будут разочарованы – это не так. Зато увидят первую на Руси обсерваторию, двор епископа-соратника Петра I и тюрьму младенца-императора.Подробнее »
Малые Корелы: магия дерева
Русский Север я люблю за небо, которое меняется по несколько раз за час, и за деревянное зодчество, которое меняет твое представление о мире раз и навсегда. Будучи в Архангельске просто необходимо найти день на музей деревянного зодчества «Малые Корелы».Подробнее »
Новодвинская крепость: цитадель-звезда
Если вы окажетесь в Архангельске не проездом, а на несколько дней – найдите возможность добраться и своими глазами увидеть старшую сестру питерской Петропавловской крепости. Она лишена столичного лоска, но помнит славные сражения и все также малодоступна.Подробнее »
Архангельск: столица Русского Севера
Города я условно делю на те, в которых хотела бы жить, и на все остальные. Архангельск однозначно попал в первую группу. Прикидывается простачком, прячется за картушами деревянных домов, спинами серых многоэтажек и горбится Пур-Наволоком, а сам – когда-то первый русский морской порт, дававший государству 60% доходов, да и сегодня весьма приятный город с набережной.Подробнее »
Онега и Ворзогоры: у самого Белого моря
Онега – без всякого преувеличения городок на самом краю земли. С золотой семгой на гербе, он представляет собой селение, давно обойденное всяческим благополучием. “Бедная Онега печально глядит в глаза всякому приезжему”, – написал один этнограф в середине XIX века. И с тех пор мало, что изменилось в этом городе неугомонных капитанов. Кстати, первый русский в Антарктиде – онежанин.Подробнее »
Вдоль Онеги: от Каргополя до Белого моря
Грунтовка вдоль реки Онеги – из лесов к берегам Белого моря – словно тонкая ниточка, соединяющая городки Каргополь и Онегу. Космос архангельской тайги с “ракетами” деревянных колоколен, плюющийся в небесный космос железными ракетами из-под Плесецка. Иногда железные ракеты падают тут же обратно. Но там все равно необыкновенно. Будет шанс проехать – не избегайте. Машину потом отремонтируете 🙂
Подробнее »
Каргопольское ожерелье
В Каргополь нельзя ехать на один день. И на три нельзя. Мало. Там надо жить неделю, чтобы объехать и осмотреть всю сокровищницу этого богатого северного старика. У него такое хранится, что хваленые музеи деревянного зодчества могут кусать себе локти. Тут стоят обетные кресты, пропадают реки, уходят в бесконечные леса дороги. Подробнее »
Каргополь: медвежий угол
Если смотреть на карты, то городок Каргополь кажется совершенной потеряшкой. И к моменту, когда вы туда доберетесь, ваше мнение только укрепится при помощи дорог без асфальта, полей трехметрового борщевика и отсутствия даже ненавязчивого сервиса. Но Каргополь ценен другим. Это жемчужина Русского Севера, эдакий северный Суздаль, увидеть который непременно нужно.Подробнее »