А сейчас я процитирую один из своих прежних отчетов. Просто через этот монастырь опять пролег маршрут. Словом, для тех, кто еще не читал.
Туда редко возят организованного туриста, поэтому там тихо, там разбиты дороги и жизнь течет не спеша. Это место связано с воинскими подвигами, причем, весьма знаковыми. Правда, это был скорее духовный центр, демонстрирующий силу духа. Это место в 20 км от Ростова – Борисоглебское, где стоит одноименный монастырь.
Он был основан в 14 веке по повелению Сергия Радонежского, который даже место выбрал для обители посреди соснового леса. Сам Сергий не зря выбрал эти места – они ему родные. Он родился в Варницах при Великом Ростове всего в 15 км от Борисоглеба. Обитель связывают с именами многих святых, но одна фигура особенно выделяется – это монах-воин под языческим именем Пересвет. Это был человек-легенда, первый русский самурай, прославившийся на Куликовом поле. Это был мастер одиночных поединков. На Куликовом поле он дал последний свой бой. А в Борисоглебской обители Пересвет якобы принял постриг.
Обитель восстанавливается и дышит покоем. 🙄
По некоторым источникам, Пересвет был крепок сложением, сам был когда-то боярином, имел отличный боевой опыт и крепкую руку. Но какие-то обстоятельства привели его в монастырь, где он стал монахом Александром. Предположительно – потеря семьи от налетчиков или эпидемии. Ничто не держало Пересвета в этом миру. И вот перед Куликовой битвой Сергий не просто благословляет Дмитрия Донского на победу, но и выдает ему двух свежеиспеченных монахов – Пересвета и Ослябю (о нем информации совсем мало – предположительно, монах-простолюдин богатырской силы: якобы поднимал быка на плечах). Они стали первыми православными самураями. Они шли умирать. Пересвет сразу принимает схиму, ангельское посвящение. Чтобы было понятно – это как солдату-новобранцу сразу дать генеральский чин.
На поле боя его голову будет защищать не шлем как на картине, известной нам всем из тех же учебников по истории России, а тканый головной убор с белым крестом Голгофы и словами молитв схимомонаха. С того момента Пересвет уже не живет в нашем мире, он условно умер, он принадлежит Богу – воин ангельского войска, воин потрясающей силы духа с вполне земным боевым талантом.
Вообще одиночный поединок Пересвета и татарина Челубея очень интересен. Он описан летописцами и разобран историками буквально по мелочам. Подобно Пересвету, Челубей также являл собой божественного воина, будучи посвященным в древнее буддийское верование и обладая особой военной выучкой. Он тоже был готов умереть. А еще он обладал неслабой хитростью. У Челубея копье для поединка было на метр длиннее русского копья. То есть татарин вышибал из седла противника раньше, чем тот вообще мог коснуться его своим оружием. И Пересвет принимает решение удивительное. Ему дают самого выносливого и бесстрашного боевого коня, чтобы разогнался максимально быстро, не уклонился от удара. А вот длинного копья не сыскать. И Пересвет идет на поединок без лат! Копье пронзит его тело навылет, он останется в седле и сможет по инерции достать до Челубея. Он знает, что ему надо просто миг, чтобы долететь до татарина…
В том бою погибли оба поединщика. С той лишь разницей, что Пересвет удержался мертвым в седле, с коня его сняли уже в своих родных рядах. Огромного Челубея он якобы вынес из седла и насадил на копье. Часто историки с долей иронии и восхищения упоминают в описаниях битв тех веков, что русские конные войны что умели, так мертвыми усидеть в седле и даже удержать в руке оружие после гибели. Хватка в руках намертво, бока коней сжимали ногами крепче подпруг.
Ангельский воин Пересвет такой Борисоглебскую обитель не видел. Он уходил из деревянного укрепленного монастыря… Сейчас это боевая крепость, местами изящно и даже роскошно украшенная. Есть даже монастырские куранты. 🙄
Сейчас можно подняться на Дозорную башню. Высота около 40 метров.
Но одно наверное точно – монастырские яблоки также тянут ветки яблонь вниз, как в августе 1380 года, когда Пересвета благословили на смертельный поединок, и он вышел за ворота обители, чтобы больше не вернуться…
Спустя три века обитель также духовно приняла участие в другой битве – за Москву. Князь Дмитрий Пожарский и наш нижегородский говядарь (мясник) Козьма Минин в походе на захваченную столицу были в Борисоглебском, чтобы получить благословение от местного святого затворника Иринарха. Тот до 30 лет занимался торговлей и весьма успешно, а потом решил обратиться к Богу, пришел в этот монастырь, где начал совершать подвиги веры. Зимой ходил в рубище, босой, в веригах. Был неоднократно бит другими монахами за слишком усердное моление, что умаляло якобы их молитвенный подвиг. Иринарх 30 лет прожил в каменной отдельно стоящей келье, общаясь с миром через решетку и закрытую дверь. В окно через решетку ему подавали пищу.
Келья стоит внутри монастыря, а окошко для общения – выходит в мир.
Памятник Дмитрию Пожарскому стоит почти напротив этого окошечка. Князь изображен вынимающим из ножен меч. Но он держит его за лезвие так, как обычно войны сдавали оружие перед входом в храм или благословением. Святой Иринарх предсказал ополченцам победу.
Вообще, история – это всегда прекрасно. Однако к этому святому, о котором мы, например, мало знаем, до сих пор идут и едут люди. Молятся тихо у его кельи, приносят цветы и что вообще я видела впервые – суют в дверь кельи записки с молитвами и просьбами. Говорят, святой Иринарх всегда помогает. Еще поразила тонкая ниточка, связывающая его с Нижним Новгородом, откуда вышло ополчение.
Удивительное было впереди. Там же, в монастыре, который, кстати, еще и музейный объект, нам посоветовали по дороге в Углич заехать на родничек Иринарха, который тот выкопал сам. Мы доехали до него на следующий день. 4 км от дороги до его родного села Кондакова, там еще 1 км по полю к лесу.
Погода была изнурительно жаркой. Но когда мы ехали по грунтовке, то было заметно, что почва тут сырая. Вот белеют воротца в зарослях, бросаем машину. Дальше пешком, в лес.
Под ногами – труд чьих-то заботливых рук: дорожка, мостики. Высажены елочки, папортники и цветы. И что удивительно – тут все влажное без дождя – земля, деревья, листья, трава…
Есть там старая купальня, незамысловатая.
Есть и новая, облагороженная.
А это сам источник. Каменные глыбы старого кирпича на растворе – развалины сени, построенной в дореволюционные года и потом разломанной. Вода с привкусом – железистая, красящая камни ржой. Но все равно приятная.
Место необыкновенно светлое, очень камерное и уютное. Все в нем по феншую.
Обнаружили от источника устроенную даже не лестницу, а настоящую балюстраду наверх по склону, с лавочками, цветами и папоротниками. Решили подняться.
А там в глубине леса мы нашли дворик. Тут кто-то живет. Видимо как раз тот человек, который столь тщательно следит за родником, купальнями и облагораживает это место. Видимо, в память Иринарха тоже отшельник – подумали мы.
В хозяйстве обнаружена даже «шишига», вросшая в землю и оборудованная под теплушку.
Обнаружили даже огородик лесного жителя. Там видна капуста, свекла, картошка, лук и чеснок – все, что надо к незатейливому столу.
Вообще в тот день на роднике вообще никого не было и мы уехали. Правда, мысль о том, кто же там живет и работает, жгла любопытством мозги.
Мы приехали туда в свой последний вечер на Ростовской земле. В 10 вечера, возвращаясь из Углича, уставшие, под надвигающуюся черную тучу во все небо, мы решили опять свернуть на родник. Уже искупаться. Свернули, окунулись в ледяную воду. И вот когда я расселась на лавке отдохнуть под елкой, ко мне подошел мужчина годов 50-60, опрятный и чистый, в камуфляжных штанах и футболке. Улыбнулся и спросил, не забыла ли я что в купальне. Я сказала, что не забыла. И тут меня осенила мысль – это же и есть тот отшельник!
Вообщем, я решила его поблагодарить за это место – хорошо все сделано, светло и чисто. И он оживился. Имя не назвал, сказал, что много лет пил водку, допился до белки и шизофрении, лечился, ударился в веру, но ничего не помогало. И вот приехал в Борисоглебский монастырь, но в обители ему не понравилось и он отпросился на родник святого – работать тут и жить уединенно тем, что люди дадут. Его благословили.
— Я ведь умирал. Я жить уже не мог и не хотел. Но ту как окунулся, сразу ощутил силы. Родник целебный, святой. Я и решил тут остаться. Уже 4 года живу. Выздоровел, не пью и пьяниц ненавижу – в них бесы. Знаете, я иногда слушаю, как люди купаются – если кричат от холодной воды – значит бесы в них кричат. Сейчас много людей с бесами живут. Очищаться надо, молиться. Тут благодатное место. А самый страшный грех – непочитание родителей.
Слушали мы сидели его речи. Казались они и наивными, и простыми и правдивыми одновременно.
Сумерки пришли в лес окончательно. Вода журчала. Лес качал макушками, туча надвигалась. А мы все сидели на лавке и слушали.
— Время наверное поздно уже. Мне надо ложиться спать.
И тут он неожиданно спросил:
— А вы откуда приехали? Я сам издалека, я из Нижнего Новгорода.
Мы сказали, что тоже из Нижнего Новгорода и тот сразу так обрадовался, начал спрашивать про улицы, здания, храмы нашего города, словом, блеснул знанием нашего мегаполиса. Потом попрощался и ушел спать. Удивительный человек. Удивительная ниточка опять к нашему городу.
Далее… Кашин: сердечный городок