Питкякоски – входит в число малых ГЭС Карелии, она одна из самых старых, но помладше Хямекоски. Ее конструкция также отличается инженерной оригинальностью, поэтому мы решили увидеть это сооружение, расположенное в лесах недалеко от Сортавала.

Для этого мы доехали до Хотинлахти (в переводе с финского «Залив маленькой рыбки») и оттуда по улице Полевой углубились в лес по грунтовке. Нам предстояло проехать по лесу почти 9 км. Учитывая клиренс нашего автомобиля и его баржеобразную геометрию, мы несколько волновались и не знали, что бояться надо другого.

И вскоре мы это увидели.

Здесь дорога пошла по узкому плато. Слева от нас был резкий обрыв реки Китенйоки (в переводе с финского «Кристальная река»), а справа – скала, поросшая лесом. Вот с этой скалы и летели стволы спиленных деревьев. А валили их длиннорукие харвестеры. Не дожидаясь, когда нам прилетит, мы резко ускорились, души при этом ушли в пятки.

В итоге добрались благополучно. Более того, кроме нас здесь была компания рыбаков, которые собирались отправиться вверх – на водохранилище. А белое аскетичное здание под рыжей старой черепицей – и есть ГЭС. Станция стоит на одном из рукавов одной и той же реки, вытекающей из скального озера.

Первое, что удивляет – вовсе не здание, а огромный жёлоб, который начинается выше ГЭС и заканчивается ниже ее. Он предназначен для пропуска брёвен и возможного мусора. Интересное решение. Кстати, выше по течению стояла бумажная фабрика, для которой сплавляли лес, и не выловленные брёвна действительно могли проплывать здесь.

Кстати, этот кадр сделан с плотины. Перепад высот здесь достигает 25 метров, а река, как вы видите, совсем не видна. Где же она? Она под каменным сводом внизу, под зеленой травой – течет в трубах прямо к агрегатам ГЭС в белом домике.

Вот здесь видно, как начинается эта труба от плотины.

Китенйоки течет здесь в скальном ущелье, поэтому финны при строительстве ГЭС использовали эту особенность Кристальной реки. Собственно, даже название этой теперь уже нежилой местности и самой ГЭС Питкякоски переводится как «Длинный порог». Зато выше плотины образовалось очень красивая запруда.

Оборудование затвора – всё прежнее.

История ГЭС длинная только в годах. Станцию начали строить в 1912 году и запустили в работу в 1914 году. Первым собственником ГЭС было акционерное общество «Ниемикоски» – это оно выше по течению имело бумажную фабрику на порогах Немиякоски, что переводится с финского как «Речной мыс». В 1919 году Сортавала выкупила ГЭС для собственных нужд – городу не хватало энергии. В итоге ГЭС снабжала электричеством и пригороды  — Генец, Мансиккамяки, Ваккосалми, Лахденкюля и Пуйккола. В 1930 году на ГЭС был построен новый водосток. Следующая реконструкция была проведена финнами во время войны – в 1943 году. Они увеличили мощность станции, обновили плотину. Но из-за военных действий ГЭС была сильно повреждена и начала работу уже в советской реальности в 1947 году. В здании станции стоит гидроагрегат шведского производства фирмы ASEA 1947 года выпуска. ГЭС работает на одном агрегате мощностью 1,25 мегаВатт.

Сохранилась старая финская фотография станции. Явно до реконструкции – здание другое, крыто железом, нештукатурено, с отделкой диким камнем и совсем другой формы. И только задний фон дает понять, что место то же самое: склон, трубы и две задвижки. Послевоенный год оборудования намекает, что прежнее здание ГЭС было практически уничтожено.

Если решите повторить, координаты GPS: 61°43’37.0″N 30°26’10.7″E

И бонус: старый мост через Иййоки

Примерно в 10 км от Лахденпохья есть посёлок Ихала, что переводится с финского как «Восхитительно». А речка, на котором посёлок стоит – Ихаланйоки (Иийоки) – с финского «Пьяница». Сначала деревня располагалась вдоль берега речки, а центром поселения было имение у порога Ховинкоски (“Усадьба на пороге”). Владельцами в разные годы последовательно были Воронцовы, Скавронские, Кушелевы-Безбородко, Мусины-Пушкины. В 1877 году земли были выкуплены Финляндским княжеством. В 1893 году рядом со старой деревней возникла железнодорожная станция, и посёлок заметно вырос. В 1908 году датчанин Карлсен построил в посёлке акционерный маслозавод, проработавший до самой войны. Кстати, до середины XVII века в речке якобы добывали речной жемчуг.

Упустить знакомство со старым каменным арочным мостом было нельзя. Он построен в 1900-м году и уже не используется. Рядом построен современный мост для автомобилей, и прежняя переправа скучает в зарослях кустов.

А вот современный мост, заменивший старинный, не вызывает желание давать крюка, чтобы сфотографировать его.

Если захотите найти старика, координаты GPS: 61°29’25.4″N 29°59’23.7″E

Еще о северных ГЭС читайте: