Водопады — это всегда красиво. Летом — бешеный танец миллиардов капель воды и оглушающий гул, зимой — иссиня-седая бахрома льда и сдержанный шепот. По дороге с Терского берега в Петрозаводск мы посетили сразу два водопада — природный Кивач и рукотворную Шаваньскую плотину, которая входит в систему Беломоро-Балтийского канала. Кивач в мире в единственном экземпляре. А таких деревянных плотин — всего две: одна в Карелии и одна в Канаде. Так что было одинаково интересно.
Прожив на Терском берегу пять дней и исколесив ближние и дальние окрестности, включая Мурманск и Териберку, мы отправились в недра Карелии. День для отъезда с гостеприимного Беломорья был пасмурным и грустным.
Нас ждал Петрозаводск. Причем ждал он нас только через сутки. То есть нам надо было где-то проболтаться день, ночь и еще полдня. За день мы не переживали — он легко уходил на дорогу и осмотр достопримечательностей по пути. А вот ночлега у нас не было. И особых планов на еще полдня — тоже. Авантюристы, чо smile
Первая остановка — заправка в Кандалакше.
Вторая остановка — уже с прогулкой — в Рабочеостровске и Кеми. Там же пообедали.
Погода портилась — местами шел дождик. Шикарные северные дороги переживали ремонт. Причем, ремонтировали «Колу» забавно. У нас снимут верхний слой асфальт и все — сразу новый кладут, а через два месяца уже все в ямах. А на «Коле» вскрывали не только полотно, но и саму насыпь. Словно делали заново. Масштабно.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Мы ехали в Надвоицы. Старинный карельский погост на месте на Выг-озере над Воицким порогом или падуном, как тут называют пороги и водопады. Собственно, Надвоицы — это в значении «над воем». Местечко, когда-то поставлявшее казне империи медь и золото. В 1916 году тут прошла Мурманская железная дорога, которую строили австрийские пленные и русские каторжники. Часть из них так и осталась в этих лесах. Момент транспортного прорыва по госзаказу фотофиксировал настоящий мастер — Прокудин-Горский. Наши маршрут опять пересекался с его дорогами.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Выгозеро перед [Воицким] водопадом. 1916 год.

На ближнем плане правое (Мельничное) русло Воицкого водопада, за каменным островком — среднее русло. В перспективе на берегу Выгозера село Надвоицкое или как его еще называли — Воица — с церковью святых Зосимы и Савватия (построена в 1852 году ).

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Водопад Воицкий на Выгозере 1916 год.

Вот то же место, но сфотографированное мастером с большего расстояния.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Водопад [Воицкий] на Выгозере 1916 год.

Царская железная дорога не так изменила этот край, как то, что возводили советские власти. В 1929—1930 годах здесь появилось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, позже был организован Беломорско-Балтийский лагерь, главной задачей которого было строительство Беломорско-Балтийского канала. В ходе данного строительства уровень Выгозера был поднят на 6,5 м, а потому прежних пейзажей и точек съемки Прокудина-Горского уже не найти.
Благодаря каналу судам больше не надо было обходить Скандинавский полуостров по суровым северным морям. Путь из Ленинграда в Архангельск сократился на 4 тысячи км. Канал должен был продемонстрировать всему миру силу и мощь социалистического строя. Беломорканал планировали строить из современных материалов с использованием новейших технологий, но жизнь внесла свои коррективы, особенно когда вождь сказал, что канал должен быть построен быстро и дешево, с применением только местных материалов, с минимальным использованием цемента и железа.
Кстати, Суэцкий канал длиной 160 километров строили 10 лет. Он соединил моря, между которыми нет перепада уровня воды, а, значит, не надо было строить шлюзы. Панамский канал длиной 80 км с двумя шлюзами строили 28 лет. А вот Беломорско-Балтийский канал длинной 227 км был построен за 1 год и 9 месяцев. Построен практически вручную в Приполярье, где 9 месяцев в году холодно, а в остальное время — просто прохладно.
Конечно, товарищам-проектировщикам пришлось серьёзно призадуматься. Срыв сроков или ошибки в строительстве грозили им возможностью уже завтра самим оказаться с мотыгой в руках и номерком на фуфайке.
Впрочем, шлюз №11 и водосбрасывающую плотину в Надвоицах в 1931 году проектировал уже заключенный инженер-«вредитель» Клемент Зубрик, который полтора года не знал, за что именно угодил в лагерь, и сколько же ему дали.
Строить гидросооружения из того, что под ногами, было непросто. Потому, что в неограниченном количестве были только песок, лес и торф. А из инструментов и механизмов — только мотыги, лопаты и тачки, а также человеческие руки. Много человеческих рук. Бесплатных и обреченных.
Зубрик спроектировал и воплотил редчайшее сооружение — Шаваньскую плотину. Она деревянная и тем уникальна. Таких в мире только две. Вторая — в Канаде, куда добраться посложнее, чем до Надвоиц. Шаваньская плотина работает с 1933 года без ремонта. Говорят, он ей и сейчас не требуется…
Мы свернули с гладкой дороги на Медвежьегорск и сразу очутились на битых районных тропах. Рабочие поселки, елово-сосновые леса, железнодорожные ветки и линии ЛЭП — глазу не за что зацепиться. Наконец, приближаясь к гидроузлу Беломорканала, поехали узкими лесными дорогами.
Помню, как в одном повороте глаз выхватил в чаще леса крест — это было старое кладбище. И с того момента было как-то не по себе. Потому что в голове сидело понимание, сколько жизней было положено на то, чтобы прорубить в карельских скалах канал, построить шлюзы и плотины. Слабые и больные, уставшие, они ложились на вечный отдых как раз в этих темноватых и неприветливых лесах.
Наконец, дорожка уперлась в мост и запрещающий знак. В будке — охрана. А в воздухе — бесконечный гул и вой падающей воды. Чтобы увидеть чудо инженерной мысли своими глазами, мы прокрались лесом к самой Шаваньской плотине.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

А вот и источник шума. Одна из 15 плотин Беломорканала.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Длина плотины 100 метров. Высота падения воды — 15 метров. Ряжи — деревянные. Сначала их засыпали крупным камнем, затем щебнем, гравием, песком, торфом, снова гравием и песком. Этот слоеный пирог не пропускает воду. Так ряжи составили одно общее, целое полотно по всему телу плотины.
Последняя стадия строительства Шаваньской плотины — обшивка деревом. Но обшивка, особенно у гребня — дело нелегкое. Работа эта кропотливая, почти столярная. Гребню надо было в точности обеспечить форму, заданную проектом, иначе мощная струя сливающейся воды будет постоянно грозить устойчивости и прочности всего сооружения. Было важно, чтобы вода ни на сантиметр не уходила в отрыв от тела плотины, надо было, чтобы она текла и постоянно смачивала ряжи. С точностью до миллиметра строгали, рубили, прилаживали друг к другу брусья плотники, пока наконец плотина не увенчалась ровным, словно выточенным оголовком. По всей длине ни в одном месте не проходило специальное лекало — тончайший измерительный инструмент. Все получилось.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

За постройку Шаваньской плотины, одной из наиболее изящных технических оригинальных плотин на Беломорско-балтийском канале, ВЦИК наградил бывшего вредителя инженера Климента Михайловича Зубрика орденом Трудового красного знамени. Заключение для него тоже кончилось.
Впрочем, надо сказать, что заключение ежедневно кончалось для 700 заключенных каналоармейцев — они попросту гибли. Питание — 500 грамм хлеба в день и баланда, в которую зачастую вместе с рыбой клали водоросли. Кстати, именно выражение «заключенный каналоармеец» дало сокращение «зэка» — з\к. Так появилось слово «зэк». Оно и сейчас в ходу, хотя эпоха каналов прошла.
Дети выслушали страшную историю строительства. Но восхищение от увиденной картины стирало мрачное впечатление от рассказа.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Если по ступенькам подняться вверх, то можно увидеть гладкое зеркало воды, которое резко ломается на плотине.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

На закрытый охраняемый мост нас тоже пустили, но запретили его фотографировать. Поэтому вот вам кадр ниже по течению. Заметьте — кто-то построил себе коттеджик в этом шумном и беспокойном месте.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С Шаваньской плотины мы удивительно быстро выбрались на трассу. В лесу мелькали кресты…
А тем временем погода окончательно испортилась. Пошел дождь. Около восьми часов вечера мы оказались на повороте к водопаду Кивач. До Петрозаводска, который не ждал нас на ночлег, оставалось около 60 км. И несмотря на поздний час и плохую погоду мы решили посетить водопад. А потому свернули по указателю на довольно узкую асфальтовую дорожку, бодро бегущую через лес.
Не знаю, эту ли дорогу к водопаду пробили в XIX веке к визиту императора Александра II, который захотел увидеть шумное чудо природы. Приезд высокопоставленного туриста в 1868 году сопровождался еще и строительством беседки на правом берегу, а также домика для ночлега на левом. А ниже водопада даже был перекинут мост через реку Суну. Кстати, в те времена, Кивач за год видел не более 200 туристов.
Кстати, мастер цветной фотографии Прокудин-Горский тут тоже побывал. В его времена водопад Кивач был выше и мощнее.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Водопад Кивач 1916 год.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Беседка у водопада Кивач. 1916 год.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Река Суна перед водопадом Кивач. 1916 год.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Этюд у водопада Кивач 1916 год. В кадре сам мастер.
И этой точки съемки больше не существует — водопад изменил конфигурацию.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Водопад Кивач 1916 год.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Дача около водопада Кивач. / [Павильон «Царский Дворец» у водопада Кивач.] 1916 год.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. У водопада Кивач. 1916 год. Вид на «Царский Дворец».

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

С. М. Прокудин-Горский. Земский мост у водопада Кивач. 1916 год.

В 1937 году, в исполнении ленинского плана ГОЭЛРО карельская природа серьезно пострадала. В поселке Гирвас построили плотину и пустили реку Суну, на которой и находится Кивач, по новому руслу. В результате этого страна получила пару электростанций, а природа потеряла пару водопадов.
Знаменитый водопад Гирвас. Он был такой…

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

… а оказался на дне водохранилища.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Знаменитый Поор-порог был таким…

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

… и превратился в худосочный ручеек.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Вот и Кивач в те благословенные годы был красавец…

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

А сейчас он вот такой. Хотя, все равно красивый.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Водопад находится на территории заповедника, а потому на въезде вас встречает парковка, касса и прочее. Все из дерева, включая медведей. Из всей деревянной инфраструктуры на въезде в дендрарий и заповедник работала только касса. Кафе, сувенирная лавка были уже закрыты. Туалеты находились в фазе строительства, а потому мы начали визит с посещения страшного клозета, который, судя по количеству накопленных следов туризма, был заложен одновременно с императорской беседкой. Мрак и печаль.
Зато остальное, несмотря на бледную полярную ночь и повисший дождь, вполне впечатляло! Конец июня и в нашей средней полосе уже не цветет сирень, а тут — запросто!

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Мы прошлись аллеями дендрария. Подписано почти каждое дерево и куст. Эта ведет на водопад.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

То ли нам повезло, то ли просто дождливый вечер не располагал к туризму, но мы там были одиноки. Светлое место. Хорошо там. И место для дачи по-настоящему царское. Поэтому восторг Василия вполне отражает и мой.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Дождь тем временем припустил сильнее. Пошли в ход зонты и капюшоны.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Между деревьев по дороге на водопад встречались деревянные скульптуры. Как в детском парке.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

А рядом — небольшой мемориальный комплекс памяти погибших в этих карельских лесах советских войнов. Общее число павших — около 150 тысяч. Найдено поисковиками всего 50 тысяч. Леса и болота Карелии до их пор хранят в себе эту грустную память.
Впереди — водопад Кивач. Когда подходишь к краю, и он открывается тебе во всей красе — дух захватывает! Спускаемся по сырой земле и скользким камням. Гул оглушает.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Впервые упоминается в Писцовых книгах в 1566 году. А популяризатором Кивача стал поэт Державин, который со своими одами в адрес власти дослужился до губернаторства и стал первым главой Олонецкой губернии. Путешествуя в 1791 году по вверенной территории, поэт был впечатлен прежним Кивачом и написал оду «Водопад».

Алмазна сыплется гора
С высот четырьмя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Говорят, что еще 20 — 30 лет назад под водопадом можно было увидеть онежских лососей, сейчас же, по свидетельству аквалангистов, у его отвесных стен любят стоять крупные лещи, окуни, щуки.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Эти фотки давались риском соскользнуть в кедах с мокрых камней и узнать, куда течет река Суна или в каких именно местах стоят под водопадом щуки smile

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

К сожалению, никаких признаков реконструкции прежней беседки или Царской Дачи, не наблюдается. Вероятно места, где они стояли, утрачены.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

После посещения водопада, куда кроме скользкого спуска ведут еще вполне цивилизованные деревянные лесенки, мы подались в здешний Музей природы, где обозрели чучела и прочие инсталляции, повеселились на детской выставке и залипли перед большим экраном, на котором показывали жизнь бурых медведей. На улице лил дождь, надвигалась ночь, а мы даже не знали, куда еще себя деть — гостиница ждала нас только завтра в полдень.
Выехав с Кивача, мы направились в Кондопогу, где хотели посмотреть на Успенскую церковь 1774 года постройки. Абсолютно разбитая дорога, серый засыпающий городок с воняющей промзоной. Мы нашли храм на самом краю берега, над Онежским озером.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Но некоторое подобие сумерек и сгустившиеся тучи, ставший занудливым дождь заставили нас отступиться от затеи. Мы решили найти место для ужина, ночлега и вернуться в Кондопогу утром.
Хочу сказать, что по трассе М18 встречаются весьма милые мотели с приятными кафе. Одно такое мы и посетили, глядя на ночь — «Янишполе» на подъезде к одноименному селу. По сути, это пригород Петрозаводска. Вкусно поужинали, сумели разместить детей в трехместном чистом и удобном номере со всеми удобствами, а сами уснули в автомобиле на стоянке, так как больше мест в гостинице не было smile
Кстати, мотель рекомендуем. Приличнейшее заведение, рассчитанное на северян, которые или едут на юг, или пробираются домой в Мурманск.

Кивач и Шаваньская плотина: падающая вода

Утро выдалось солнечным и богатым на загадки smile
Мы же нашли в себе силы вернуться в Кондопогу и даже попали внутрь старинного храма, где нас ждали не только подобающие для православной церкви святые, но и языческие богини, так вписавшиеся в интерьер, что даже экскурсовод, коренной карел, похихикивал над выдумкой предков.
Но об этом в следующей части smile

Далее… Кондопога: тайна старой церкви

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here