Из Вологды, заезжая в музейные монастыри, мы направлялись на Терский берег Белого моря. Маршрут проложили по правому берегу Онеги, чтобы на закате дня не связываться с паромом через реку Свирь. К полуночи мы должны были добраться до Медвежьегорска, и изначально в маршруте не было городка со странным названием Вытегра. Однако после того, как мы узнали, что там есть музей в виде подводной лодки, мы непременно решили туда заехать. И даже переживали, успеем ли до закрытия, то есть до 17-00, так как практически вся дорога была в ремонте, и скорости были очень невысоки.

Вытегра: убрать перископ

Вытегра встретила нас серыми тучами и мелкой изморосью. Этот городок стартовал в истории, как погост на торговом пути “Великий Новгород — Шексна”. Впервые в документах он упоминается в этом качестве 1496 году. С 1710 года – это уже деревенька Вянги с пристанью на месте впадения в реку Вытегру речки Вянги (карельское vengi «ручей, небольшая речка, протока»). Через эту деревенскую пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Санкт-Петербург, а потому уже в 1715 году тут была построена государственная верфь, действовавшая до 1847 года.

В 1773 деревенька Вянги стала городом Вытегра, названным по более значительной (принимающей) реке Вытегра. В городе тогда был 21 постоянный житель, что очень скромно. Кстати, Вытегра переводится с языков когда-то живших тут чуди и вепсов, как “озерная река”, что сущая правда, так как бежит она в Онегу.

В 1776 году Вытегра стала административным центром Вытегорского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества. С 1784 по 1922 год Вытегра с уездом входила в состав Олонецкой губернии. Поэт Державин, который кроме написания восхваляющих власть стихов успел еще и послужить олонецким губернатором, посетил Вытегру и отметил трудолюбие и одновременно жадность местных жителей. В XIX веке неоднократно поднимался вопрос о переносе в Вытегру из Петрозаводска центра Олонецкой губернии. Впрочем, стоит порадоваться, что этого не случилось.

Основной подъем и оживление экономической и культурной жизни Вытегры в первой половине XIX века связаны с открытием в 1810 году Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. По этому поводу в городе базировалось Правление Вытегорского округа путей сообщения.

А вот Вытегра на фото Прокудина-Горского, дореволюционного изобретателя цветного фото и летописца российских весей. Маэстро повезло с погодой, а нам – нет 🙂 Мариинская водная система была объектом его пристального интереса. И наш путь еще пересечется с маршрутом Прокудина-Горского в этом путешествии. Кстати, забавно отметить, но Вытегра словно не менялась с тех пор.

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Проехав городок практически насквозь, мы не увидели ничего, за что цеплялся бы глаз заезжего путника. А потому подводная лодка, пожалуй, остается самым весомым аргументом для посещения городка. Если, конечно, вы едете мимо.

Вот на фото Б-440 и наша сухопутная лодка для погружения в красоты русского севера.

Вытегра: убрать перископ

Стоит отметить, что подлодка имеет интересную историю, о которой в музее вам расскажут не в полном объеме. Точнее, вы легко услышите про то, что она была спущена на воду 16 сентября 1970 года и входила в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. Выполняла боевые задачи в Средиземном море, в Баренцевом и Норвежском морях, в Северо-Восточной Атлантике. Но не услышите следующего.

12 августа 1989 года эта лодка особенно отличилась: на глубине 80 м к юго-востоку от острова Медвежий Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион». Случай анекдотический и славы подводному флоту России не добавляющий. Известно, что сеть была снята силами личного состава судна, что как-то сложно представить сухопутному человеку. Якобы при переговорах голосом капитан подлодки национальную принадлежность скрыл. Вот это я бы хотела посмотреть и послушать даже сильнее, чем снятие сетей. У норвежцев так много весёлых соседей? Да никого веселее нас! 🙂 Разумеется, инцидент расследовался начальством. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями. Что стало с отличившимся капитаном, нам неизвестно. В 1998 году эта лодка исключена из состава флота и передана для утилизации. Однако распила геройская Б-440 избежала – теперь она символизирует боевую славу моряков и с 2005 года является весьма интересным музеем. Чтобы пришвартовать подлодку, пришлось провести дноуглубительные работы в заливе. Правда, это не меняет главного. Оказавшись на берегу, смотришь на лодку и не понимаешь – откуда тут это взялось? 🙂

Вытегра: убрать перископ

Касса в отдельно стоящем домике тут же на берегу, неподалеку от пучка якорей. Цены на билеты смешные.

Вытегра: убрать перископ

Вход в музей можно было, конечно, сделать через рубку, но, видимо, пожалели таких толстых, как мы. И выпилили вход сбоку. Вот на фото видно 🙂 Кстати, лодка стоит на понтонах, поэтому штатная ватерлиния выше уровня воды.

Вытегра: убрать перископ

Идем осматривать. До закрытия – чуть больше часа. Сотрудницы благожелательны и говорят, что если кто-то задержится с осмотром, торопить не станут.

Вытегра: убрать перископ

Табличка почти на входе 🙂

Вытегра: убрать перископ

Заходим и начинаем с того, что погорячее – оказываемся в носовом торпедном отсеке. Тут шесть торпедных аппаратов, приборы управления торпедной стрельбой и носовыми горизонтальными рулями, стеллажи для мин и торпед, а также обычно спальные места для личного состава.

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

В каждом отсеке – музейная экспозиция, посвященная военной тематике и славе российского флота. Интересно, что для того, чтобы туристам было удобно перемещаться между отсеками, в перегородках выпилили вполне человеческие двери 🙂

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Но желающие могут еще поупражняться в ловкости и преодолеть переходы так, как это делают подводники 🙂

Вытегра: убрать перископ

Формально посетить гальюн – святое. Как и посидеть там 🙂 Не знаю, правда ли, но мне попадалась в просторах инета информация, что в пользовании им никаких проблем не было, кроме одной крохотной проблемки. В общем, чтобы избавиться от наделанных дел, нужно было открыть подряд девять клапанов в определённой последовательности. Единственная ошибка в очередности вентилей приводила к тому, что наделанные дела вместо того, чтобы смыться, под давлением выплескивались на пользователя 🙂 Мой папа, строивший подводные лодки и месяцами испытывавший их в северных водах, такого не рассказывал, хоть и был шутник 🙂

Вытегра: убрать перископ

А вот третий отсек – центральный пост, или главный командный пункт (ГКП) подлодки. Сердце корабля, из которого осуществляется управление самой подлодкой и её вооружением. В данном отсеке несут вахту командир корабля, штурман, рулевые, командиры боевых частей, вахтенные посты погружения и всплытия.

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Тут же то, что хочет увидеть даже каждая девочка (чего уж говорить о мальчиках?) – командирский перископ 🙂

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Виды в нем, правда, не очень четкие и прекрасные, но сам факт, что ты в этот перископ вообще смотрел – очень греют пока еще не старческую память 🙂

Несмотря на древность подлодки, все ключевые узлы из нее удалены, как военная тайна. Кабели отрезаны. Вот и позвонить никому нельзя 🙂

Вытегра: убрать перископ

В этом же третьем отсеке находится “главный вход” на подлодку – люк, ведущий в боевую рубку. Можно подняться в саму рубку и на командирский мостик.

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Вид оттуда чудесный, рождает боевое настроение и желание крушить врага, если рядом нет норвежского рыболовного траулера, конечно 🙂

Вытегра: убрать перископ

Возвращаемся во второй отсек, на верхнюю жилую палубу.

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Еллоу сабмарин (с) 🙂

Вытегра: убрать перископ

Здесь располагаются камбуз, каюты офицеров, рубка гидроакустика, который так и сидит на месте 🙂

Вытегра: убрать перископ

Офицерская каюта. Тесновато, но в целом уютно.

Вытегра: убрать перископ

Если бы я спала тут, непременно бы прикладывалась головой по вентилям при подъеме 🙂

Вытегра: убрать перископ

Тут обедали, как я поняла, офицеры.

Вытегра: убрать перископ

А тут – матросы.

Вытегра: убрать перископ

Шестой, электромоторный отсек. Здесь находятся пульты управления главными гребными электродвигателями, посредством которых лодка осуществляет движение в подводном положении, электрокомпрессор, а так же станция пожаротушения ЛОХ (лодочно-объемнохимическая). Отец рассказывал, что в некоторых отделениях так жарко, что службу моряки несут в труселях, майках и шлепках 🙂 В детстве казалось, что это шутка. Ан нет – правда! Вот и манекен с ПДУ – портативным дыхательным устройством 🙂

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

И, наконец, седьмой отсек. Кормовой торпедный. В нём, помимо спальных мест для экипажа находятся четыре кормовых торпедных аппарата, тали для их перезарядки, приборы управления торпедной стрельбой, запасный гирокомпас, аварийная система управления горизонтальными и вертикальными рулями. В отсеке в качестве интереснейшего экспоната стоит водолазный костюм. Он не был штатным снаряжением подлодки. Этот отсек являлся своеобразной кают-компанией для матросов, здесь в свободное время посредством проектора даже организовывался показ кинофильмов.Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

Тут спал личный состав. В три яруса и почти в обнимку с кормовыми торпедами 🙂

Вытегра: убрать перископ

Вытегра: убрать перископ

А еще тут аварийно-спасательный люк с комингс-площадкой для пристыковки глубоководного спасательного аппарата 🙂

Вытегра: убрать перископ

Выходим наружу и по крутой лесенке поднимаемся наверх.

Вытегра: убрать перископ

Волго-Балт работает – тут плотный судоходный график.

Вытегра: убрать перископ

Заметно, что нижний ряд окошек просто нарисован 🙂

Вытегра: убрать перископ

Бросаем прощальный взор 🙂 Нам очень понравилось, хотя наша компания в подавляющем количестве состояла из девочек 🙂

Вытегра: убрать перископ

Время – шестой час вечера. И если бы было солнышко, мы бы нашли как распорядиться полярным днем. Но небо затащило тучами, пошел еще более сильный дождь. Поэтому было решено не осматривать храм Вытегры, а садиться в машину и ехать дальше. По правому берегу Онеги у нас в планах было посещение настоящей онежской деревушки с северными домами и почти тропическим названием, а в полночь надо было быть уже в Медвежьегорске.

Далее… Пяльма: избяной космос