Затерянных во времени и пространстве деревень и сёл, как звездной пыли на ночном августовском небе. Избяной космос и космос настоящий. Мы смотримся в них с одинаковыми мыслями “А что там?” И если добраться до звезд мы еще не можем, то заехать в деревеньку, которая уже несколько веков держит своими коньками небосвод, вполне реально 🙂

Покинув дождливую Вытегру, мы продолжили свой путь на север, стараясь к полуночи достигнуть Медвежьегорска. В планах был заезд в старинное северное село с почти тропическим названием Пяльма. Первое, что мы увидели – реку. Первую по-настоящему порожистую, шумную реку. Она тоже носила это имя – Пяльма.

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Река бежит в Повенецкий залив Онежского озера как раз мимо старинного села Пяльма, до которого нам еще предстояло проехать пару километров по грунтовке лесом, вдоль берега реки под ее шум. Речка Пяльма – нерестовая, живописная и чистая. Говорят, на берегу реки есть любопытная пещера в скале, в которой скрывались беглые каторжники. Но искать пещеру мы не собирались. В старину река славилась пресноводным жемчугом, который отличался особой нежностью красок, правильной формой и чистотой. В районе селения Пяльмы раковин жемчужниц не было, и крестьяне добывали их выше по течению. В позапрошлом веке найденный жемчуг за гроши скупали перекупщики, отвозили на ярмарку в деревню Шуньга и наживали неплохие деньги. Наверное, не одни бусики или сережки украсили пяльменские жемчужинки. К сожалению, неразумное хозяйствование человека, сплошная вырубка прибрежных лесов, молевой сплав уничтожили жемчужниц. Впрочем, и большинство нерестилищ лососевых тоже. Сейчас раковина жемчужница и лосось занесены в Красную Книгу Карелии.
Грунтовая дорога выбегает из леса прямо к реке. Огибаем небольшую базу отдыха с домиками и оказываемся на берегу. Через реку есть мост, вполне надежный, но мы решаем прогуляться пешком.

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

С моста видна старинная Ильинская часовенка на погосте, за ней деревня Новинки, которая как-то органично влилась в селение Пяльма.

Пяльма: избяной космос

Вообще, то, что мы сейчас называем Пяльмой – не совсем она. Точнее, не только она. Тут у реки было три деревеньки – Пяльма, Заречье и Новинка. Получается, что тот берег, где мы оставили машину – Заречье. Вот тут его видно.

Пяльма: избяной космос

А мы идем в саму Пяльму. Название переводится как “пядь земли”. Несколько старинных северных домов, где все хозяйство оказывалось под одной крышей – люди, скотина, корма и дрова, мастерская и припасы. В одном таком доме могли жить по 20 человек родни, да и то не предел. И виделась такая изба северному плотнику, наверное, настоящим кораблем-ковчегом. Плыл он во времени туда, куда смотрит рубленый конек или утица – по полотенцу-пути. И ничего плохого с живущими в избе быть не могло – окна и двери надежно защищались обережной резьбой. Наши среднеполосные домики удивительны своей декоративностью и слабо интересны строениями. А вот деревянный север – он как гвоздь вбит в прошлое, он все помнит.

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Мы знали, что в селе Пяльма есть староста Петр Алексеевич Поташев. Он родился в этом селении, в многодетной семье и уехал из родного гнезда, как это сделали миллионы людей по России. Но однажды Петр Алексеевич решил вернуться, отыскать свои корни и возродить деревню. Возрождение – вещь дорогая. И в Пяльме достатка мы не почувствовали. Но похвально даже желание человека спасти этот островок от забвения – ведь это раньше тут жила тысяча человек – нынче только 10 стариков. Говорят, Петр Алексеевич проводит экскурсии для заезжих туристов по селу и сельскому музею быта, но мы были в Пяльме уже поздно – после 20-00 и решили даже не стучаться в двери дома Поташевых.
Дом Ефима Лазаревича Поташева был построен в начале ХХ века. Он расположен в центре села и представляет собой дом-комплекс с однорядной последовательной связью двухэтажной жилой части и двора-сарая с жилым помещением. На главном фасаде сохранился балкон с прямоугольным основанием и четырьмя столбиками, поддерживающими трехлопастную арку. Такие балкончики в пудожской земле называли голдарейкой. Ефим Лазаревич Поташев поставил дом на века, в расчете на внуков и правнуков. Пишут, что одних печей в этом корабле пять штук.

Пяльма: избяной космос

Кстати, семья Поташевых была в Пяльме одной из самых многочисленных, видимо. Или зажиточных. Потому что один дом Поташевых из Пяльмы еще в советские годы пополнил коллекцию деревянного зодчества на острове Кижи. Мы чуть позже окажемся в этом музее под открытым небом, но дом из Пяльмы мы там не увидим – в ту часть острова почему-то не водят экскурсии, а времени до отплытия с Кижей дается столько, что туристы туда просто не успевают добежать. Думаю, мы найдем, как исправить такое упущение и побываем на Кижах еще раз. А пока приведу фотографии дома Поташевых с сайта музея.

Пяльма: избяной космос

Вот его описание: “Дом деревянный одноэтажный, со светелкой на высоком подклете. По объемно-планировочному решению относится к домам-комплексам типа “глаголь”; состоит из равновысоких и разношироких жилой и хозяйственной частей, покрытых двускатной крышей, симметричной над жильем и асимметричной с разноуклонными скатами над двором. С юга примыкает крыльцо в виде прямоугольной площадки на четырех столбах с одномаршевой лестницей, покрытое односкатной кровлей на столбах. Жилая часть – пятистенок с продольным перерубом, состоит из избы и горницы. Через сени, в которые ведет главный вход, они соединяются с двумя не отапливаемыми комнатами, расположенными вдоль южного фасада. Северную половину занимает сарай. Из него лестница ведет в подклет, где размещены хлева и двор. Срубы хлевов в западной части дома автономны, не связаны с основным объемом, а сарай опирается на мощные столбы. Под избой и горницей в подклете расположены два складских помещения. С главного торцевого фасада устроен вход в подклет и взвоз, ведущий в сарай. Двор имеет ворота на боковых фасадах. Над жилой частью расположена светелка, куда ведет лестница из сеней”.
С одной стороны жаль, что дом уехал из села и встал там, где его не видит основной турист. Пяльму бы он сделал краше. Но зато дом восстановлен и за ним следят за бюджетный счет. Еще немного фоток увезенного из Пяльмы дома. Суровый красавец 1879 года постройки.

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

А мы, покружив по Пяльме, идем к храму. Фантастическое место.

Пяльма: избяной космос

Шум каменистой речки, суровые деревянные избы с высокими лбами светёлок и челками причелин, с маленькими глазками окошек, подведенными скупой резьбой наличников и ставен. И маленькая нежная деревянная же часовня. Обе главки у нее словно седые – старый осиновый лемех на луковках выцвел и высох на онежских ветрах. И не мудрено – Ильинская церковь была построена в XVIII веке!

Пяльма: избяной космос

Вокруг часовни – кладбище, обнесенное оградой с резными воротами. Часовня клетская, ее сруб выполнен из круглых сосновых бревен и обшит тесом. Состоит она из молельни и сеней, над которыми возвышается восьмериковая звонница. На полотенцах мирно соседствуют солярный круг и православный крест. Все как в жизни.

Пяльма: избяной космос

Дверца так мала, что, не поклонившись в пояс, не войдешь.

Пяльма: избяной космос

Почему посвящение Илье Пророку? Кстати, частое весьма в лесном крае. Живший в лесу человек не боялся волков и медведей так, как опасался лесного пожара. А Илья Пророк, как известно, заведует молниями и грозой, как славянский Перун или карело-финский его коллега-громовержец Укко.

Пяльма: избяной космос

Кстати, родные иконы этой часовни уехали отсюда, как и изба Поташевых. Образа XV-XVII веков из деревни Пяльма – жемчужины коллекции древнерусского искусства Музея изобразительных искусств Республики Карелия.

Пяльма: избяной космос

Кстати, название Пяльмы тоже переехало – в пяти километрах довольно многолюдный поселок лесозаготовителей Пяльма.
Но самое главное отсюда никуда не делось – душа этого светлого места.
Очень рекомендуем посетить, особенно с детьми.
А мы покидали Пяльму в серых полусумерках. Опять мельчил навязчивый дождик. Около 22 часов мы проезжали Повенец – начальный пункт Беломорско-Балтийского канала. В районе посёлка находится «Повенчанская лестница» из семи шлюзов.
Местечко старинное. Около 1530 года Вяжицкий монастырь перенес монастырский двор из-под Толвуи в устье реки Повенчанки. Рядом возникло несколько починков. Впервые Повенец упоминается в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины 1563 года. В XVI—XVII веках через Повенец пролегала «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю, населённый пункт представлял собой торговую слободу.
Во второй половине XVI века, при Иване Грозном, поставлены два таможенных двора.
В 1702 году Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги». Это водно-волоковый путь, которым в ходе Северной войны всего за восемь дней были доставлены в Онежское озеро военные корабли, с помощью которых русская армия в дальнейшем взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург. В 1703 году Пётр I основал в Повенце чугунолитейный завод (изготавливались пушки, шпаги и такелаж для молодого российского флота). Завод работал на местной руде.
В XIX веке Повенец стал местом ссылки. Да и позже обустройство каналов и шлюзов велось не совсем вольными людьми. В 1931—1933 году Повенец был центром строительства Беломорско-Балтийского канала, благодаря чему появился судоремонтный завод. В годы Великой Отечественной войны отступавшие красноармейцы взорвали плотину водохранилища, и водяной вал смыл гидротехнические сооружения и постройки Повенца. После войны посёлок был отстроен заново.
Мы не планировали осматривать Повенец, но сделали остановку около храма Святителя Николая, столь любимого в России крестьянами, моряками и путешествующими. Храм – новодел 2003 года, но смотрится по-северному гармонично в этой суровой точке маршрута. Святой стоит в виде памятника. Если верить, что храм выравнивает искаженную энергетику места, то он тут нужен. У нескольких шлюзов расположены братские могилы погибших строителей Беломорканала. Это только официальные захоронения. А сколько осталось лежать в земле безвестно?

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Пяльма: избяной космос

Проехав Повенец и еще не добравшись до Медвежьегорска, мы оставили у трассы по правую руку съезд в страшное место под жутким же названием Сандармох. Там, в лесу среди болот мемориальное кладбище. Точнее, это просто расстрельное место, где встретили смерть только официально 9 тысяч человек. По часам уже была ночь. Не лучшее время для посещений. От усталости глаз и ночи без сна среди светлых стволов березок и осин в лесу и так мерещились люди.

Пяльма: избяной космос

Медвежьегорск мы увидели около 11 часов вечера. Покружив по центру мы нашли единственное работавшее кафе, которое тоже готовилось к закрытию, но не отказало нашей компании в возможности подкрепиться. Весь наш расчет на то, что в этом узле на северной трассе точно будет цивилизация, разбивался о часы работы. Никакого придорожного круглосуточного сервиса в виде мотелей и общепита мы не обнаружили. Несколько пафосная и недешевая для простого ночлега “Медвежка” нами в качестве варианта даже не рассматривалась.
Хотелось, конечно, увидеть дом, в котором снимался нетленный фильм “Любовь и голуби”, но судя по информации из интернета, он сгорел, почти развалившись перед этим 🙁 Поэтому мы продолжили свой путь на Терский берег. Таким он был незадолго до пожара – уже ни сибирского настила по двору, ни лесенки, ни голубятни.

Пяльма: избяной космос

Полюбуйтесь – 2 часа ночи 🙂 Солнечный просвет радовал – впереди нет дождя и низких северных туч 🙂 Дорога, кстати, идеальная. Местами проложена среди базальтовых глыб, испещренных наскальными надписями туристов.

Пяльма: избяной космос

В половине третьего ночи мы приехали в спящую Кемь, с которой сползло водное одеяло – был отлив.

Пяльма: избяной космос

Далее… Рабочеостровск: преддверие Соловков