Говорят, что северяне могут жить, где угодно – в любом городе. Но добравшись до Севера, они понимают, что приехали домой. И часто остаются. Вот и мне захотелось остаться в Мурманске. Хотя бы погостить.
Проживая на Терском берегу, мы мечтали увидеть этот суровый город.
Хотя бы на денёк.

И вот, пользуясь утренним отливом, мы выехали из доброго Беломорья в край студеного Баренцева моря.
С погодой нам не повезло. В воздухе висела сырая взвесь, а сопки прятались то ли в высоких туманах, то ли в низких облаках.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Трасса “Кола” хороша – очень приличный шершавенький асфальт, непривычные для наших среднеполосных глаз пейзажи и малое количество транспорта. Сопки, озера, ЛЭП и много камней 🙂

Мурманск: курс на север

Некоторые указатели звали свернуть с пути 🙂

Мурманск: курс на север

Но мы удержались и добрались до Мурманска. Скажу сразу – собственных красивых фотографий города у нас нет.
Но город меня очаровал. Даже не могу объяснить, чем именно.
То ли многоэтажками, стоящими на разном уровне.
То ли скальными выходами во дворах.
То ли сопками – где-то зелеными, а где-то похожими на отвалы.
А, может, и советской архитектурой.
Приложу немного чужих фотографий.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Фотохудожники делают это виртуозно.

Мурманск: курс на север

Малоизвестный факт: Мурманск, как и Петербург, был основан не на пустом месте. Его предшественник – городок Кола (10,5 тыс. жителей). Древний острог, база поморских промыслов и просто самый северный город Российской империи.
Когда именно была основана Кола, единого мнения нет. Есть версия, что впервые “волость Коло” упоминается аж в 1264 году в грамоте новгородцев тверскому князю Ярославу Ярославовичу. Скорее всего, эта версия ошибочна, и речь о чём-то другом – ведь Мурманский берег назван так не случайно, “мурманы” – это норманны, то есть в XIII веке здесь был очень грозный хозяин. Но всё-таки хочется верить – может быть, Новгород сумел овладеть этой землёй ненадолго? Как бы то ни было, официально Кольский острог заложен только в 1565 году, хотя поселение точно существовало раньше – то ли поморское село, то ли лопарский погост.
На рубеже XVI – XVII веков Кола начала развиваться как порт, здесь возникла даже голландская фактория. Правда, хоть и незамерзающая, но слишком уж далёкая Кола не выдержала конкуренции с Архангельском, который оттянул на себя все северные коммуникации.
В истории Колы было всякое – набеги норвежцев и финских разбойников, петровские экспедиции, обсерватория, китобойная база, место ссылки… Уездный статус город получил в 1780 году. В начале XIX века обзавёлся всеми уездными атрибутами, пока в 1854 году, в Крымскую войну, не был сожжен английским пароходофрегатом “Миранда”. Оборона под руководством лейтенанта Андрея Бруннера не спасла город – разрушения были так велики, что в 1858 году уезд был расформирован. Восстановили статус лишь в 1883 году, но ненадолго – в 1901 году центром Кольского полуострова стал военный порт Александровск-на-Мурмане (ныне ЗАТО Полярный). А там и Мурманск начали строить.
Сейчас Мурманск уже вплотную подошел к своей матери – Коле. Достаточно перевалить через сопку. Мы же стремились к морскому порту, где надеялись посетить музей – атомный ледокол “Ленин”, который начинал поражать воображение любого советского школьника еще со страницы первоклассного букваря. Мы не знали тогда, что музей работает по очень ограниченному графику – чуть ли не пару дней в неделю. И мы не знали, что нам дважды повезет.
Вот такую картину мы увидели в порту. Дара речи лишились 🙂 Потому что мы не знали, что в мурманский порт пришли два легендарных русских барка – “Крузенштерн” и “Мир”.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Наши поджилки тряслись от восхищения не только потому, что парусный флот – это красиво. Наши с Васей отцы были в учебке на “Крузенштерне”. Мой папка в 60-х годах, будучи членом команды, побывал в нескольких странах Европы и даже прихватил немного Северной Африки – Марокко и, видимо, Алжир. Есть полный чемодан черно-белых фотографий с дарственными надписями 🙂

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Удивительно, но на барке в те годы жили и ходили в море кошка, собака Пушок и медведь Малыш 🙂 На общей фотографии команды есть овалы с их мордашками и подписаны клички 🙂 Знаю, что медведь вырос и был совсем ручным. Однако, будучи лакомкой, он забрался в каюты старших офицеров и совершенно разорил их, найдя лишь одну баночку то ли варенья, то ли мёда. Такой дисциплинарный проступок ему прощать не стали и списали медведя на берег, видимо, в зверинец. Команда грустила по Малышу 🙂

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Фотография “Крузенштерна” в начале 60-х годов. Красавец! Четырехмачтовый барк, построенный в 1925 – 1926 годах на немецкой верфи и отошедший СССР в 1946 году по репарациям.

Мурманск: курс на север

Обратная надпись на этой фото:

Мурманск: курс на север

Также остались грамоты отца – отличника физической и боевой подготовки – за отличную стрельбу и показатели погружения. Ну и письма родителям, конечно. Служил пять лет. На “Крузенштерне” совершил четыре далеких похода по Атлантике. Он бы оценил нашу удачу. Только папы уже 20 лет нет в живых 🙁

Мурманск: курс на север

Отец Василия тоже прошел эту учебку. Жаль, не нашлось фотографий с “Крузенштерна”, но зато есть вот такие снимки из начала 60-х годов прошлого века. Молодые мальчишки, которых так подтягивала морская форма, делала старше и строже.
И не зря отец говорил, что “Кто хоть раз вышел в море – тот пропал. Потому что нет жизни без моря”. И если мой потом строил дизельные и атомные подводные лодки и ходил в холодные моря еще пару десятилетий на испытания, то отец Василия был капитаном дальнего плавания и за свои годы в море получил почетный знак “Ветеран труда Северного морского пароходства”.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Разве могли мы не обрадоваться такому жизненному сюрпризу? Ледокол, стоящий чуть дальше, был тут же забыт 🙂 Предъявив российские паспорта, мы попали в портовое ограждение и даже поднялись на борт “Крузенштерна”.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Разумеется, фото с корабельным колоколом. Интересно, он тот же, что был при отце? 🙂 Наверняка! Колокол на морских судах не менялся до самого их списания. И матросами всегда начищался до блеска 🙂 Помню, как в детстве назвала колокол рындой – а отец сказал, что рында – это сам звон. Да, много тонкостей в море 🙂

Мурманск: курс на север

Матросики скучали под ароматы с камбуза 🙂

Мурманск: курс на север

Якорь и наши красавицы 🙂

Мурманск: курс на север

Василий и штурвал “Крузенштерна” 🙂 Память на всю жизнь, чо уж 🙂

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

А вот и камбуз 🙂 Какие оттуда шли ароматы! Папа рассказывал, как вкусно кормили 🙂

Мурманск: курс на север

Радость нашу было не описать 🙂 Потому даже не расстроились, что на борт барка “Мир” никого не пускали.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мы прямиком отправились к брутальному соседу воздушных парусников – на атомный ледокол “Ленин”. Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Решение о его строительстве было принято в 1953 году, а передан Министерству морского флота он был в 1959 году. С 1960 года приписан к Мурманскому морскому порту и помогал продлить навигацию в северных морях. Сейчас атомные установки демонтированы, на ледоколе музей, посетить который так же необходимо, как для советского человека – Мавзолей в Москве.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Правда, около таблички на входе мы резко осознали, что нам повезло дважды! Музей работал два раза в неделю. И мы оказались в Мурманске как раз в нужный день. Бывает же 🙂 Подождали чуть меньше часа и попали на интереснейшую экскурсию. Рассказывать все технические тонкости и байки ледокола не стану – езжайте и испытайте восторг от посещения ледокола с картинки из своего букваря 🙂

Мурманск: курс на север

Вообще, Мурманское пароходство обслуживает Западный сектор – от Мурманска до Дудинки (Енисей). Как раз увеличение навигации по Енисею была одной из важных задач “Ленина”. Сама собой навигация в верховьях Енисея доступна всего 3 месяца в году – примерно с мая по сентябрь. Этот период нужно было расширить с использованием ледокольной проводки судов. Кроме того, существовало узкое место – Карская перемычка. Если взломать её с помощью ледокола, навигация начнется раньше.
Также “Ленин” высаживал дрейфующие станции (до него это было возможно лишь с использованием авиации и можно было взять на борт гораздо меньше людей и оборудования), ходил к Северному полюсу. Поставлен в док в 1989 году.
Скажу только, что это без сомнений плавучий город. На борту было около 240 членов экипажа. Конкурс на работу был огромным. Отбирали тех, кто был мастером в своем деле и умел жить автономно – не ждать помощи с берега, а сам наладить, починить, приспособить. Люди работали на борту по 4 месяца, потом происходила смена – прямо в море, куда приходило судно с материка.
Ледокол был в пути многие месяцы. Поэтому люди на борту и работали, и отдыхали, и болели, а иногда даже попадали на хирургический стол. Была библиотека из 10 000 томов. Проводились концерты, ученые рассказывали об исследовательской работе. Еще на судне есть два спортзала и бассейн в трюме (в нем подогретая забортная вода). Распорядок дня был таков: 4 часа вахта, 8 часов отдыха.
Сейчас обстановку сохраняют ту же – советскую. К тому же у ледокола-музея еще сохраняется небольшая команда и даже есть капитан. Потому далеко не все помещения доступны к осмотру. Кстати, потеряться запросто. Эта многоэтажная махина морочит множеством дверей и коридоров. Поэтому не отставайте от экскурсовода 🙂
Ну, а теперь фотки 🙂
Столовая для рядового состава на 80 посадочных мест. И по совместительству кинотеатр. Находится в самом сердце ледокола. Над ней 6 палуб. И под ней столько же. Пищу из камбуза и собственной пекарни подавали в столовую на электрическом лифте. Кстати, в рейс брали 10-12 фильмов и засматривали их “до дыр” – знали наизусть.

Мурманск: курс на север

Спустились вниз и слушаем про атомные реакторы и принцип работы ледокола. На экскурсии “Ленин” в шутку назвали атомным электропароходом. Цепочка такова: размещенный на судне ядерный реактор производит энергию, с помощью которой превращает воду в пар, а пар вращает турбины электромоторов. То есть в процессе используются и сила пара, и электричество. Но главным топливом является ядерное.
Корпус ледокола имеет особое строение – низ в форме яйца. В случае, если льды начинают сжимать корпус, они не ломают корабль, а выталкивают его вверх.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

На атомоходе имеются две электростанции, способные обеспечить энергией город с 300-тысячным населением – например Дзержинск Нижегородской области. На судне не нужны ни машинисты, ни кочегары: вся работа электростанций автоматизирована.
Следует сказать о новейших электродвигателях гребных винтов. Это- уникальные машины, изготовленные в СССР впервые, специально для атомохода. Цифры говорят за себя: вес среднего двигателя 185 т, мощность почти 20000 л. с. Двигатель пришлось доставить на ледокол в разобранном виде, по частям. Погрузка двигателя на судно представляла большие трудности.

Мурманск: курс на север

Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего – столько, сколько уместится в спичечной коробке.

Мурманск: курс на север

Радиация – это серьезно. Поэтому Василий сосредоточен 🙂

Мурманск: курс на север

Бесконечные коридоры и переходы. Вдоль них расположены матросские каюты, в основном, одноместные, реже – на двух человек. Днем одно из спальных мест убирается в нишу, другое превращается в диван. В каюте, против дивана, – письменный стол и вращающееся кресло. Над столом – часы и полка для книг. Рядом – шкафы для одежды и личных вещей.
В небольшом входном тамбуре находится еще один шкаф – специально для верхней одежды. Над небольшим фаянсовым умывальником укреплено зеркало. Горячая и холодная вода в кранах – круглые сутки. Словом, уютная современная малогабаритная квартира.
Кстати, размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

А вот и ходовая рубка. Здесь несли свою вахту капитаны и их помощники. Арктика, как на ладони.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Вид на город и нос из рубки 🙂

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Экскурсовод (крайний слева) нам попался отличнейший. Все знает, интересно и доступно рассказывал, а также терпеливо отвечал на глупые вопросы.

Мурманск: курс на север

Шикарная лестница в холле.

Мурманск: курс на север

А это кают-компания старшего офицерского состава.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Тематическое панно.

Мурманск: курс на север

А вот и букварь!

Мурманск: курс на север

Ну и, конечно, он 🙂

Мурманск: курс на север

Суровые капитаны сурового судна 🙂

Мурманск: курс на север

Экскурсия закончена, покидаем режимный объект Росатома 🙂

Мурманск: курс на север

Фото на память 🙂

Мурманск: курс на север

После посещения порта, мы отправились посмотреть город. У нас было мало времени, но этого было достаточно, чтобы понять, что в Мурманск надо вернуться. Там, кстати, жил мой родственник, казавшийся в детстве бесконечно далеким – брат бабушки Михаил Кузьмич. Помню его письма и мой ужас на тему “Как они там полгода без солнца?”
Говорят, город потерял треть своего населения за последние 20 лет. Просто люди потеряли северные выгоды и льготы, а потому возвращались в свои родные места.
Мурманск красив сочетанием сопок, ступенчатой застройки и советской архитектуры. Это вокзал.

Мурманск: курс на север

А вот случайно наткнулись на продолжение ледокольной темы.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Сопка и маяк на ней. Он не совсем настоящий. Маяк, является центральной частью мемориального комплекса и символизирует «спокойствие жизни на берегу» и «вечное ожидание тех, кто не вернулся из морей». Выполнять функции маяка башня не может – не позволяют расположение и высота сооружения. Однако на ней установлены настоящие звуковые и световые сигналы, как на действующем маяке. Высота маяка 17,5 метром, внутри расположен «Зал памяти» с мемориальными плитами и книгой, в которую внесены имена погибших в мирное время моряков гражданского и военного флотов.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Помимо башни-маяка в состав комплекса входит фрагмент ходовой рубки атомной подводной лодки «Курск», размещенный здесь в память о трагедии на АПЛ. На мемориальной доске рядом с «рубкой Курска» отмечены погибшие в мирное время военные моряки-подводники.
Рядом – храм “Спас на водах”, построенный в 2001 – 2002 годах.

Мурманск: курс на север

Потом мы поехали на сопку Зелёный мыс, на которой установлен мемориал в память защитников Заполярья и монументальный солдат Алёша. Высота – 173 метра над Кольским заливом. Оттуда открывается отличный вид на город и порт, наполненный механическими стуками и скрежетом. Летняя навигация имеет черный цвет: тут грузят уголь.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Монумент в память Защитников Заполярья. Высота Алёши, солдата в плащ-палатке – 35,5 метров и еще 7 метров – высота постамента. Это одна из самых высокий статуй в России. Уступает только Родине-Матери в Волгограде. Вес полого монумента – более 5 тысяч тонн. Впечатляюще. В войну с этой высоты били по врагам зенитки.

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Мурманск: курс на север

Полярный день клонился к вечеру только на часах. Поэтому мы славно пообедали в общепите, пустив слюну по рекомендуемой “Тундре”, и поехали дальше – в Териберку. Об этом будет отдельный рассказ.

Далее… Териберка: на краю земли

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here