Развлечения по-марийски продолжались. Разрешили кататься на качелях и все такое. Сначала мы делали это прилично :mrgreen:

А потом понеслась…. :mrgreen:




А вот этот житель Марий Эл так бегал на ходулях, что я не успевала его фоткать. Кароч, сразу понятно – местный :mrgreen:

Ломать качели? Этого никто не отменял :mrgreen:


Когда мари поняли, что музей под угрозой, они опять начали петь что-то очень доброе и пританцовывать. Народ бросил качели и ходули и стал слушать. Марийка звала нас в свой дом


Под домом держали ульи

П-образный двор марийца-лесника. Полный набор всяческих экипажей

Вот этот мне понравился больше остальных :mrgreen:

В доме нам показали клеть — вполне все традиционно. Это холодное помещение вне избы. Там держали всякое барахло и отдыхали в жару.


Потом пошли в избу

Вот на фоне каких ковров фоткались бы сто лет назад, если бы у всех были фотики :mrgreen:

Красный угол нам показался не в том углу, ну да может так заведено у мари


Прорезь для лика я вообще видела впервые

Кухня изобилует плетеной утварью и берестяной посудой



Хозяйка посадила всех на лавки

Ее “дочка” вышивала и качала люльку с младенцем…

А сама она пряла и тоже пела. Они вообще всегда поют. К стати, у мари есть песни без слов, состоящие просто из распевного мычания – дорожные песни. Поются в ритм ходьбе. Ну в избе со словами песня

Мебель

Вообще мари очень бережливы к своей истории и любят все подписывать – экспонаты в музее, здания. деревья, курганы и села. Можно просто ездить по местности и читать все, что написано :mrgreen:

Потом нам показали, что мари пели вообще в любой ситуации. Мари который не поет – мертвый мари. Вот женщины в поле. Аккомпанемент на чем угодно могут изобразить. А наши подыграют на трещотках :mrgreen:




Понятное дело, Леша дирижировал :mrgreen:

Мы заслушались :mrgreen:

Но судя по тому, что нам начали махать руками – с нами уже прощались :mrgreen:

Ну ладно. Было душевно. А на прощание мы в русских соседских традициях немного еще погромили у них сувенирные лавки. На предмет магнитиков, хотя раньше предпочитали меха и мед – больше у мари ничего ценного не водилось. :mrgreen:

Нас ждал обед в единственном найденном за время разведки приличном кафе. Там все было очень неплохо, только общитались чуток, но поправились. Удивило, что они не грели мясо и картофель, а жарили все это прямо к столу. :mrgreen:

Стояночные зарисовки



После обеда мы дали себе полчасика на прогулку по старой Цыкме. Собственно, от марийской столицы ничего не осталось – это был вполне себе средний волжский городок, где жители очень любили плетение из лозы и резьбу по дереву, а основной экспорт, как пишет один историк, составляли добротные гробы. Как у Ильфа и Петрова – ощущение, что жители городка рождались только для того, чтобы подстричься и умереть. Кстати, Ильф останавливался в Козьмодемьянске, когда плыл на пароходе с агитацией облигаций. Потом в таком же рейсе будут изображены герои “12 стульев” Остап и Киса. В Козьмодемьянске. выступившими под именем Нью-Васюки, они сыграют с жителями в шахмат и бегут с позором. Веселый город. :mrgreen:





После этого мы поехали на Сторожевую гору, где должны были встать лагерем. Дорога туда – просто песня :mrgreen: А после дождя – стон и рыдание :mrgreen:



Нас ждал настоящий серпантин, где после дождя делать нечего – глиняные подъемы опасны.

Мы поднялись… А наверху – вот так. “Кузьмиииииич!” :mrgreen:

Вообще, если серьезно, то там был настоящий марийский город – тот самый, который Акпарс освобождал, прикинувшись продуктами. Город как сторожевая крепость существовал с 11 по 15 век. Археологи там копают много и долго – нашли кучу уникальных вещиц, доказали, что мари умели строить избы с печами, пользовались византийскими зеркальцами и вообще всяческими украшениями. Нашли много оружия, кузницу и гончарную мастерскую. Учитывая, сколько смертей видело это место, там просто вечером жутко. Хотя природная красота с видами на Волгу, где ее ширина достигает 20 км, захватывает.


С материка дул довольно сильный теплый ветер. Решили ставить лагерь. Мы с хохломой везде как дома :mrgreen:


Разумеется, вечер начался со стола :mrgreen:









И вдруг неожиданно рязанчеГи в лице Сурикова и его сына подарили нам, оранизаторам, сборно-разборный мангал – чудо инженерной мысли и зачотнейшую весч! Спасибо!

А саровчеги подарили нам книгу, которая оказалась набита конфетами и пизирек взрослого напитка. Ну чо еще нада для щастья? Спасибо!

Несмотря на усталость, было решено вечером на закате малой группой поискать Малосундырскую церковку. Церковь в селе была поставлена после того, как мари из Виловатова вынесли крест и принесли сюда, к подножию горы – выслали, так как были не сильно увлечены православием. Это было в середине 18 века. У креста поставили церковь, выросло село в долине у протекающей речки. Село было большим, там действовала ярмарка, были мельницы, кузницы, торговые лавки. Сейчас села нет – его перенесли, когда наполняли Чебоксарское водохранилище. И вид с городища вот такой. Очаровательно!


Речку штурмовали вот так. Доктор в затяжном прыжке :mrgreen:

Церковь восстанавливают


За ее спиной старое марийское кладбище среди берез. Крестов практически нет. Души умерших давно перебрались в деревья, по марийским поверьям.

Мы посмотрели церковку и собрались опять ползти в гору. Там словно гигантская рука шевелила деревья – по ним катались волны ветра. Смотрелось сюрреалистично

Ну Доктор решила прилечь на дорожку :mrgreen:

По дороге мы ловили ящериц :mrgreen:


А когда пришли в лагерь – там уже все хорошо приняли и начали охоту на майских жуков. Их вылет был таким масссовым, что народ собирал их в стаканы. Ценились красноголовые. :mrgreen:

Мы с Василием на дороге встретили большого как собака зайца. Он совершенно ничего не боялся, вышел на дорогу из древнего городища и наблюдал за нами – ну не очень свойственное поведение осторожному животному. Ну точно Куго Юмо его подослал. :mrgreen: А на ночь над Сторожевой горой поднялась огромная красная луна. Спали неплохо – ночью дико свистел теплый ветер. :mrgreen:

Утром на небе стали появляться тучки. И даже чуток крапал дождик, который вовремя опомнился и перестал, одарив нас июльской жарой.





Маскировка готова – едем по маршруту второго дня! :mrgreen:

Покидаем старый город. Кстати на фотке видны остатки городских ворот

Едем к речке. Хотим показать всем старую церковку и немного плутаем



Тихо крадутся Тихони :mrgreen:

Вопщем едем в бывший Малый Сундырь. Отступаем от маршрута.





А там речка. Принимаем решение переходить ее как вчера переходили разведчики – по двум деревцам и прыгая

Передаем все самое ценное :mrgreen:

И смотрим уже все ту самую церковку




И опять переправа. Скиф изящно принимает самое дорогое на свой берег :mrgreen:

Тихоня в полете :mrgreen:

и не в полете :mrgreen:

Проехали мимо старого мельничного фундамента с разбросанными жерновами


Следующий наш пункт – шестивековой дуб, почитаемый как дерево доброго духа. Говорят, что о помнит Акпарса. Последний раз ему дарили богатые подарки перед войной – мари уходили воевать и вязали на него полотенца. Теперь он просто стоит на краю села и на краю оврага. Мощное и теплое на ощупь дерево. Марийцы верили, что дуб – мужское дерево. И если мужчины просили у него здоровья и силы, мудрости, то женщина могла прийти и попросить сына. Проверим, у кого что появится после поездки :mrgreen:






После дуба мы поехали смотреть сурков-байбаков – клевых 10-килограмовых родственников белки. :mrgreen: Этот толстопопый суррикат живет колониями, роет норы, на зиму заделывает их какашками и вообще отлично прижился. :mrgreen: Дело в том, что байбаки пропали в той местности из-за распашки полей и вот зверьков вернули.

Нас ждали уже. Дежурный байбак стоит, смотрит и свистит тревогу :mrgreen:



(фото – alekzander2708 (chevy-niva.ru))

Наши ломанулись знакомиться :mrgreen:


Накидали полные норы хлеба и огурцов. Надеемся, байбаки оценили потом этот порыв. Ну а раз сурков было не поймать — все ловили ящериц под нецензурный свист байбаков :mrgreen:



Рядом стоит один из двух сохранившихся межевых столбов времен Екатерины Второй. Тут шел Симбирский тракт – от него остались в земле иногда видные белые камни. Столб в печальном виде, но на нем раньше были гербы Нижегородской и Казанской губерний. Еще один такой столб стоит где-то в Рязанской области, о чем рязанчеГи с удивлением узнали :mrgreen:


Выехав от столба было решено посетить село Сумки – старинный населенный пункт на Волге. Сейчас оно со всей стариной – на дне реки, его затопило. Но остался храм, восстановленный кстати кем-то. И улица в пять домов. Мы решили посетить там почитаемый источник. А те, кто захочет – могут вернуться в храм к батюшке, которого называют “провидцем”. Мы его видели – седой, худой старик. Впервые о нем я слышала года три назад – говорили, что он может лечить рак. Ну, каждому по вере его. А мы на источник.






Потом остановились у храма


Напротив Сумок за Волгой усадьба Шереметевых


А потом нас накрыло тучкой, но мы уже сели в машины. Дождь вел себя корректно. Он не позволял лишнего :mrgreen:



Дорога на Цепель, а нынче Васильсурск. От марийской крепости ничего не осталось кроме старых валов в зарослях. Легендарный город горных мари. Правда, стал как Плес чисто дачным городком, хотя уже, пожалуй селом. Мы решили посмотреть там храм у Волги и цепельскую сосну




А потом мущины немного помогли церковке с колкой дров :mrgreen:


Скамейка запасных :mrgreen:

Оттуда мы поехали на Супротивный ключ, который течет в священной марийской роще


Супротивный ключ – культовое для марийцев место. Место неправильное со всех отношениях. Родник не течет к Волге, а прокладывает путь в противоположную сторону. Родник не принимает никакого благоустройства – он не желает течь в проложенной трубе, находя другой путь. Он разрушает все залитые бетоном или уложенные досками площадки для посетителей. На кустах висят ленты-подарки и ленты-просьбы. Но в этом мрачном месте они уже выцвели так, что стали белесыми. В моей родной местности в Вачском районе, замешанном на прошлом народом мурома и меря такие ключи до сих пор называют смертными. Там можно пить воду, можно умыться или облить больные ноги. Но непременно сделать это так, чтобы вода с тела вашего не попала в родник обратно — пусть ее заберет земля. Купальни на источниках — чисто православная фишка, которую не приемлют ни марийцы, ни наследники мери. Нельзя осквернять воду своим телом. Набери воды и облейся в стороне хоть с ног до головы. После этой воды, по верованию тех кто в теме, надо будет попить или облиться водой из другого более положительного источника, штоб дал сил. Смертный просто уносит болезнь, но не дает сил.




После этого поехали в сторону дома, решив перекусить по дороге. Но мы не уехали далеко — у Тихони минус тяга, а у Доктора вообще колеса стали отваливаться :mrgreen:

Этот цапель звал нас перекусить к озеру — мы свернули :mrgreen:





После этого мы выехали в сторону дома. На небе стало появляться все больше дождевых тучек.

В Воротынце подобрали отремонтировавшегося Тихоню

Извините,если что было не так — мы старались штоб всем было интересно.

Спасибо за подарки — мы не ожидали и было очень приятно.

Спасибо рязанцам — они выдержали огромные расстояния и традиционно с нами в краеведках

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here