Отдыхать в Карелии и не соприкоснуться с эпосом этой земли было бы неправильно. Поэтому мы решили посетить старинное селение Хийтола, в центре которого стоит скала Линнавуори – место, где живет злой дух леса Хийси.

В свою прошлую поездку по Карелии мы посетили одну скалу – Паасонвуори под Сортавала. В 2020 году настал черед скалы Линнавуори, которая располагается в старинном селе Хийтола Лахденпохского района Карелии в 5 км от трассы А-121 на берегу реки Кокколанйоки и озера Райватталанлампи.

Места жилые, но все же вы почитайте немного этот самый эпос прежде, чем отправляться туда. Может, и не захочется ехать. Я вот некоторые детали только после поездки узнала.

Само название села – Хийтола (устар. русс. — Ги́тола, фин. Hiitola) переводится как «место, где живет Хийси», а согласно мифологии это еще и одно из названий загробного мира. В севернокарельском заклинании от болезней создается яркий образ «иного мира» Хийтолы: герой отправляется на «лыжах Хийси», с «ольховыми палками Лемпо» в «темную Похъелу, скупую Тапиолу», где его ждет «мясо без костей и рыба без голов». Мрачненько. Руны тоже несут невеселое: «На дворе хийтольского Хийси сто столбов – сто голов на столбах; Один столб без головы». А еще «стоит Хийтола в ельнике, а охраняет ее собака» – все это маркировки царства мертвых.

А поселок многолюдный и вполне живой – там железнодорожная станция, на которой соединяются две железные дороги «Выборг — Йоэнсуу» и «Санкт-Петербург — Хийтола», чтобы бежать в Сортавала. Тут дома и магазинчики, разноцветные стайки ребятишек на великах, огороды. А на перекрестке – памятный камень с датой. Селу уже 614 лет, то есть это одно из самых старинных селений этой земли. Впрочем, наверняка люди здесь поселились намного раньше официального упоминания села в документах, которое обычно и дает дату основания.

Село за свою историю было в составе Русского государства, Швеции и Финляндии. В сети встречаются редкие фотографии финского периода Хийтола: аккуратные домики, заборчики из штакетника, лавочки и палисадники, симпатичная железнодорожная станция, дамы в шляпках и мужчины в костюмах, кирха и коровки.

В 1940 году Хийтола отошло СССР.  Но финны не желали мириться с потерей экономически развитой территории. С началом Великой Отечественной войны 29 июня 1941 года они пересекли границу и ударили по поселку Хийтола. Советские войска держали оборону до 8 августа 1941 года, после чего финны все же оккупировали поселок на три года. В историю это противостояние вошло как «Великое Хийтольское сражение», в котором пали 12 тысяч советских и финских солдат. Кровавая жатва. От тех времен остались фотографии кирхи и бронетехники, а также разбомблённой станции.

А вот на старых фото и та самая скала, на которой, несмотря на все перемены в истории, живёт лесной дух Хийси. Кстати, название самой горы Линнавуори переводят как «крепость на голой скале». Финское словечко вуори – это как раз обозначение горы, на которой леса нет. Еще одна Линнавуори есть в Финляндии – там на самом деле следы старой крепости. Думается, во время любых сражений эта высота имела значение для обороняющихся – наверху какое-то укрепление или дозорный пункт.

Так кто же такой Хийси, что живет на этой горе, куда в старинные времена жители носили подарки, чтобы задобрить его? Это очень древний дух, которого некоторые считают подобием русского Лешего, но это ошибочно. Наш Леший по сравнению с Хийси – добряк и душка. Хийси  в мифологии предстает призраком, великаном с головой лося или имеющего полностью вид этого животного.

Имя Хийси произошло от названия священной рощи, где запрещалось ломать ветки и рубить деревья, и где в древности хоронили умерших. Поэтому Хийси знает о смерти всё. Хиитилайсет, или хииденвяки («народ Хийси») — это души людей, не нашедшие загробного пристанища. Путник, встретивший толпу этих духов — безголовых уродцев, движущихся в вихре или на лошадях «по тропе Хийси», — может умереть или сойти с ума. Да и явление Хийси человеку знаменовало смерть.

Интересно, что карельская руна повествует о том, как с приходом христианства на эту землю именно Хийси стал у людей воплощением зла. Он противостоит Творцу, он сам творец, но производит на свет чудовищ, которые несут смерть и страх – например, Хийси создал стоаршинного стоглазого Червя Похъелы.

В Приладожской Карелии считали, что именно «лесной хийси» прячет и не выпускает людей из леса.

Случалось это, во-первых, если кто-то проклинал человека, а во-вторых, человек мог случайно попасть на «плохую» тропу, то есть следы Хийси. Если человек очутится на такой тропе, он теряет ориентацию и представление о действительности. Он больше не знает, где его дом и в каком направлении следует двигаться. Он, как зачарованный, оказывается в совершенно незнакомом месте, в «ином мире», в «ином измерении», где и время и пространство движется совершенно иначе, чем в мире человеческом. В старину верили, что «потустороннюю землю отделяет от этой некая мистическая завеса, которая так непроницаема, что „оказавшись за ней, даже в дождь не промокнешь“»…

И вот на эту гору мы собрались подняться почти перед закатом. Но, похоже, Хийси нас запутал, и все началось с ошибки. Скала имеет только с одной стороны довольно пологий склон, где можно подняться. Подъем ведется по еле видной тропинке, поэтому увидев первую же тропку среди высокой травы по относительно пологому склону, мы решили оставить машину у симпатичного голубого здания и начать подъем.

Сначала все было хорошо. Мы поднялись на какое-то скальное лесное плато и там по тропке забирали влево, и вскоре уперлись в тёмные заросли с какими-то ямами как от землянок. Стало понятно, что свернули на плато не туда.

Вернулись к развилке и пошли вправо. Тут просвечивало вечернее солнце и было поприветливее.

Но эта тропка привела нас к отвесной скальной стене. Правда, она была не из безнадежных – были видны уступы, по которым до нас уже кто-то карабкался. Мы решили не отступать. Хотя было ясно – спускаться здесь уже не получится. Хватаясь за корни и уступы, мы влезли по этой стене, стараясь не смотреть вниз, а потом внезапно вышли на нормальную тропку и поняли, что точно ошиблись с маршрутом. Но зато теперь подъем пошел проще. В оконца между сосен открывались виды на поселок и окрестности.

К вершине деревьев становилось все меньше – из ковра мхов все чаще проступали скальные выходы, гладкие, как колено. После дождя тут наверняка очень скользко.

Впрочем, всюду жизнь, и даже камни местами зарастают травой и маленькими фиалками, сто глаз которых наверняка красивее ста глаз Червя Похъелы.

Вершина безлесая – «вуори». Но тут в отличие от сартавальской скалы Паасонвуори нет никаких признаков укреплений. Ну, или мы их не заметили.

Над лесами вставала облачная пелена, обещавшая скрыть закат.

Внизу виднелись домики поселка Хийтола. Сверху, конечно, все они казались довольно аккуратными, но вблизи это уже давно не напоминает уютный финский посёлок. Частенько задаешься вопросом, что же не так. А ответ прост – порядка стало меньше. Все эти кривые непокрашенные сарайчики, сгоревшие и не снесенные домики, упавшие заборчики портят вид. В этих локациях уже и не представить дам в шляпках и мужчин в костюмах. Хотя, кирхи и прежней станции тоже не увидеть.

Ну и если уж вспоминать на скале про Хийси, то стоит знать, что все эти мифологические духи очень любят подарки.

Мы с собой, как назло, забыли взять бусинки или шерстяные нитки, поэтому решили отдариться банально монетами. На самой вершине есть пара углублений в гладком камне – одно использовалось кем-то под кострище и было прокопченым, а во втором стояла дождевая вода. Углубления в камнях, которые у православных становились часто священными камнями-следовиками, у язычников тоже имеют отношения к богам. Удивительно, но в этой местности – почему-то именно к Хийси. Мы достали пару пятирублевых монет и положили в воду. Монетки тут же подняли со дна углубления черную муть и скрылись. Мы сочли, что подарки приняты… Посидели еще немного. Осенью тут наверняка еще краше. До мачты связи не пошли.

А когда решили спускаться с горы, увидели интересное – знаки на камнях. Кто и когда их оставил – непонятно. Поднимаясь, мы их даже не заметили. Знаки напоминают кресты, буквы Х и А.

А здесь вот то ли буква Х, то ли домик с перекрещивающимися очельями и на ножках – почти домик Бабы Яги, то есть домик мёртвых.

Спускались мы уже по правильной тропинке. И очень быстро оказались практически во дворе дома №5 по улице Скалистой. Да, перед подъемом мы до этого места просто не доехали – терпения не хватило.

Домик, похоже, старый финский, а вот порядок уже наш, родной.

Напоследок оглядываемся на гору. У ее подножия растут разноцветные люпины – цветы нашей средней полосы, которых мы практически не видели в Карелии.

Обогнув гору, делаем еще одно фото на память – вот этим неприступным боком гора встречает приехавших.

Координаты смотровой площадки на горе 61.237742, 29.683589

Начало  тропы – с улицы Скалистая, за домом №5.

Ограничения:

  • скользко в сырую погоду,
  • не по силам пожилым людям и малым детям,
  • требует подходящей обуви.

Ну, а в целом рекомендуем к посещению! У нас на посещение ушло не более 2 часов, хотя мы совершенно не успели посмотреть сам поселок и примыкающие к нему поселки.