Это село стоит на высоком окском берегу и носит имя, достойное городка. Впрочем, городского размаха оно никогда не видело, а его единственная роскошь – это головокружительные панорамы, легенда о пребывании тут святых Петра и Февронии и быль о первом трудоустройстве отца советской нефтяной геологии Ивана Губкина.
Жайск относится к тем селам, которые прячутся, словно бусинка в складках местности, чтобы затеряться и не быть найденными. То ли стесняются чего-то, то ли берегут какую-то тайну. Дорога туда начинается с правого поворота в Новоселках Вачского района и бежит-кривляется до самой Оки, где тащит вас через узкие перешейки Перемиловых гор, ведет по бровке оврага, узким мостикам, вдоль обрывов и колючих зарослей шиповника.
Так как мы любители этих местечек, то и фотографий у меня пригоршня – буду сыпать разными: зимними и осенне-весенними. Кстати, если вы любитель белого безмолвия, то учтите – подъем в гору может обледенеть, и тогда вам придется бросить свое авто внизу и идти пешком.
Первое упоминание о деревне Жайской относятся к началу XVII века, впрочем, как и о любом другом населенном пункте в этой округе. Счастливый владелец 19 крестьянских и 2 бобыльских дворов – боярин Михаил Борисович Шеин, стойкий борец против всех Лжедмитриев, полководец, воевода. Правда, заслуги перед Отечеством не помешали ему пасть в 1634 году от боярских интриг и сложить голову на Красной площади якобы за сдачу полякам Смоленска. Деревенька, хоть и была неприметной крохой в боярском имуществе, также оказалась конфискованной в пользу государя сразу после казни Шеина.
Уже в 1676 году деревня Жайская становится селом – там строят деревянную церковь Воскресения Господня, а в помещиках числится уже Яков Пушкин, у которого в Жайском живет приказчик. Впрочем, в 1803 году старая церковь сгорела, и в Жайске строят одноименный каменный храм, растягивая процесс почти на весь XIX век, возводя неспеша трапезную, основной объем и колокольню. Возможно, не сразу нашлись деньги на строительство. Храм в итоге получился совсем не большим. Он и сейчас так неспешно восстанавливается, что не знаешь – работы еще ведутся или давно всё брошено.
Рядом с храмом стоит дом, который, возможно, принадлежал притчу. Несколько окон заложены кирпичом, но еще видны потолочные карнизы и скромные плафоны внутри.
Самое примечательное здание в Жайске до недавнего времени – даже не храм, а дом напротив. Большой, с явно торговым первым этажом и проездной аркой, которая служила не столько для проезда, сколько для разгрузки подвод – присутствуют внутренние двери, ведущие в склады. По словам местных, в советские годы тут была школа, а потом все постепенно было брошено. Дольше всех продержался магазинчик на первом этаже.
Зимой домик выглядел так.
На фото – состояние на весну 2014 года. Сейчас, в ноябре 2015 года, у дома уже нет крыши, а потому его стенам, видимо, осталось недолго. Точных описаний о том, что было в этом доме до революции, мне не встретилось. Зато есть воспоминания старожилов: в доме жил и держал лавки со складом разбогатевший на рыбе, лесе и гипсе крестьянин Быков. Имя и отчество память не сохранила. Зато люди помнят, что богатей был попечителем местной школы и церковным старостой. Быков жил подчеркнуто праведно и очень уважал религиозные обряды, строго соблюдал пост и посещал службы. Наверное, он, как никто другой, был рад такому виду из окна.
В явно складских помещениях первого этажа мы наблюдали завалы мусора, а потому не рискнули даже заглядывать. И дверцу для лилипутов сфотографировали только снаружи.
Рядом с аркой была лестница на второй этаж – она вела жилые помещения. Мы как-то решили подняться.
На втором этаже вдоль парадного фасада идет анфилада залов. В каждом – кафельные печи с подтопком из коридора, чтобы не сорить при топке и чистке – все, как в лучших домах 🙂 На стенах – следы советских обоев, из-под которых просвечивает местами первоначальная роспись цветочным орнаментом. Потолочный карниз и лепные плафоны придают некоторой парадности помещениям. Окна смотрят на храм и в заокские дали, на океан леса Владимирской губернии. Думаю, в этих помещениях Быковы принимали гостей и проводили совместные семейные вечера, греясь от глянцевого бока печи в свете нарядной лампы… Сейчас этот уют представить уже тяжело. Печи разломаны то ли ради латунных заслонок и фигурных литых дверок, то ли в поисках клада хозяина-богатея.
Впрочем, если включить воображение, можно было бы представить вот такой вечер в семействе. С той лишь разницей, что супруга носила на голове не чепец, а платок.
Эквалл Кнут “Урок чтения”.
Или вот так 🙂
Карл Мюллер “Молодая женщина за столом при свете керосиновой лампы”.
Солнце проникало за шторы в эту залу где-то с полудня, бросая косые желтые квадраты на пол. Но самые чарующие часы наступали с закатами – они над Окой особенно красивы.
Есть и маленькие комнатки-каморки в одно окно. Правда, думается, такими они стали в советские годы, а при жизни прежнего хозяина это была тупиковая часть коридора. Эти облупившиеся стены могли знать небольшие рамочки картин душеспасительного содержания, раз уж хозяин был так набожен.
А вот немного росписи на стенах. Из-под советских обоев и наслоений масляной краски еще видны колонны и гирлянды цветов. Роспись эта делалась по шаблонам и, видимо, была дешевле шелковых обоев.
А на полу – паркет!
На потолке – остатки лепных плафонов и крюки от люстр.
Эти окна в уже непарадной зале – особые. В них проникал первый рассветный солнечный луч. Они смотрели в сад и наверняка приоткрывались теми весенними днями, когда жайские вишни исходили пеной цветов, а соловьи – трелями. Говорят, у Быкова были дочери, а барышни умеют ценить романтические явления природы 🙂
А вот вид дома сзади, со стороны сада. Кажущаяся ассиметричность дома с лицевого фасада усиливается с тыла: дом состоит из разных частей и расстраивался не очень умело.
Если это на самом деле дом школьного и церковного попечителя, богача Быкова, то именно сюда согласно распределению в 1890 году прибыл вчерашний семинарист, молодой педагог Иван Михайлович Губкин. Да, отец советской нефтяной и газовой геологии, исследователь Курской магнитной аномалии Губкин, чьим именем названы города, улицы и один из самых престижных вузов столицы, начинал свой трудовой путь в 20 лет здесь, в Жайске. Вот чуть более поздний документ с фотографией Ивана Михайловича. Он носит очки, пышную шевелюру волнистых волос и бороду. Наверное, почти таким же он прибыл в Жайск учительствовать.
Надо сказать, что Муромский уезд Владимирской губернии был ему родным – Иван Михайлович родился не так далеко от Жайска – в селе Поздняково нынешнего Навашинского района, Крестьянский сын был неохотно отпущен семьей в семинарию – рабочие руки были нужны в хозяйстве, но юноша был упрям и получил педагогическое образование. Впрочем, вариантов у него было мало: альтернативой была только духовная семинария, но к религии Губкин склонности не имел. Позже это станет причиной разлада между Губкиным и его первым попечителем Быковым.
Перепишем приветственный монолог Быкова целиком из воспоминаний Ивана Михайловича. Он стоит того. В нем, как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Представьте. Губкин однозначно добирался до Жайска из уездного Мурома, а потому наверняка прибыл вечером, которые в той местности даже в летнюю пору обильны туманами и росой. Хозяин принял его сидя за столом в зале – уже скорее за чаем, нежели за бумагами. Молодого учителя ввели в залу и оставили стоять у порога. Он поставил свой семинарский обшарпанный чемодан с вещами, добрую половину которых составляли книги, на быковский паркет и смотрел на попечителя в домашних туфлях и теплых лучах абажура. Губкин особенно указывает в воспоминаниях, что его так и не пригласили присесть, не то чтобы налить вчерашнему семинаристу горячего чаю да подать хлеба и домашней ветчины или хоть постного пирога. В глазах Быкова приехавший Иван еще не заработал оснований важничать. Попечитель затянул речь, которую я просто процитирую из записок Губкина:
«Вот недавно здесь был преосвященный Феогност, архиепископ владимирский и суздальский, и он изволил почивать вот на этой кровати. А когда я езжу во Владимир, то бываю на приеме и у преосвященного владыки и у губернатора. Учитель, который был до тебя, возымел гордыню, и теперь его нет. Тебе, как молодому человеку, это должно служить примером. Ты должен почитать старших и почитать святую церковь неукоснительно. Я состою церковным старостой, и мне видно, кто в церкви бывает и кто не бывает. В церковь Божию надо ходить и детей к этому приучать».
Вообще, все эти сиротские и тоскливые сцены приезда сельской учительницы или учителя отлично получались потом у художников-реалистов. Например, вот так.
Константин Трутовский “Приезд учительницы”.
В случае с Губкиным это было реальностью. С жильем для него вышла незадача. Жайская школа считалась многочисленной по количеству учеников – к концу XIX века в ней обучалось почти сто детей. Якобы Быков хлопотал о серьезном усилении учительского состава и просил учительскую семейную пару, готовил для нее жилье. Недорослю-семинаристу дом, понятное дело, давать не стали. Губкину достался тесный угол в старом поповском доме, где через тонкую перегородку жила вдова с малыми крикливыми ребятишками.
Трудности привыкания к первому месту службы помогли пережить привезенные книги. А в один весенний вечер сельский учитель, взобравшись по совету школьного сторожа, на чердак старого поповского дома, находит там беспорядочную груду книг. Можно представить, как замирая от нетерпения и чихая от пыли, Губкин подносил книги одну за другой к слуховому окну, чтобы в лунном свете разобрать название. Это было настоящее богатство! Толстенные фолианты с красочными литохромиями, в картонных переплетах узорной кожи, с золотыми тиснениями на корешках, тонкие книжицы без переплета, жирные шрифты церковных сочинений, курсивы брошюрок… Из развороченной книжной груды наверняка тянуло бумажным тленом. О, чудеснейший запах завалящих печатных страниц! Из круглого окна на грязный чердачный пол падал восковой с пыльными разводами лунный столб. Где-то в селе лаяла собака. Село спало, но уже через несколько часов поплетутся в школу дети, а их учитель все торчит на холодном чердаке с книгами в руках.
Кстати, ученики быстро полюбили Ивана Михайловича за его добродушие, терпение и увлеченность. Он охотно давал дополнительные уроки и совершенно без всякой платы индивидуально занимался с отстающими. Правда, сердобольные матери неуспевающих понимали бобыльское учительское житье и подкармливали Губкина молоком, яйцами, творогом, чем весьма украшали его простейший рацион.
Константин Богданов-Бельский “Деревенская школа”.
После уроков, а иногда и вместо них, по настоянию попечителя Быкова, дети заполняли церковь, чтобы отстоять службу. Тот следил, насколько усердно ученики крестятся и кладут поклоны, шепчут ли молитвы. И каждый раз Быкову было неприятно замечать, что Губкин сам пренебрегал старанием, а на лице его было написано, что педагог своими мыслями, скорее, уже на окских обрывах собирает камушки. Кстати, создание коллекции из всяких окаменелостей стало настоящим хобби Ивана Михайловича и его учеников. В глазах Быкова это увлечение было странным.
Вскоре конфликт Губкина и Быкова перерос в открытый – они перестали здороваться, а в комнате молодого учителя был устроен обыск силами жандармов по чьей-то заявке. Ничего запрещенного найдено не было. Тем временем Иван Михайлович подал прошение о создании в селе кружка просвещения, в котором можно было бы обучать грамоте уже взрослых крестьян, желавших научиться писать и читать, а также вести беседы о пользе книг и правильном воспитании детей. Попечитель и священник рвение педагога не поддержали. Губкин написал жалобу на попечителя и уехал на первые каникулы в родное Поздняково, чтобы больше не возвращаться в Жайск, то есть забрав все вещи и надеясь оттуда подать просьбу об увольнении.
Дома Ивану Михайловичу напомнили, что если он бросает учительствовать, то поедет с отцом в Астрахань – помогать ему в рыбном промысле. Так, скрепя зубы, Губкин вернулся по осени в Жайск – рыбная тема внушала ему еще больший ужас, чем Быков. Ученики были рады, но это не меняло ситуации. Уже под Рождество учитель отправился по реке с обозом в уездный Муром, где подал прошение перевести его в другое село из-за конфликта с попечителем.
Губкин был услышан и получил место прямо рядом с Муромом – в селе Карачарове, откуда был родом легендарный Илья Муромец. Теперь его попечительницей была супруга графа-археолога Уварова – Прасковья Сергеевна. Позже о Жайске Губкин будет вспоминать весьма скупо, словно ему хотелось бы забыть этот эпизод из своей жизни. Про своего первого попечителя он напишет в воспоминаниях так: «Богач Быков типа Колупаевых-Разуваевых, которых так ярко изобразил гениальный сатирик Салтыков-Щедрин»… Просто богач Быков не знал, что открытия Губкина будут кормить страну еще не одно десятилетие, а скромный учитель в старых ботинках – будущий академик.
Выезжая из Жайска, сверните направо , проехав метров 200 по полю на естественной террасе – по краям эта площадка срывается в овраги. Тут стоит часовня в память о святых, символизирующих в России любовь и счастливый брак – Петре и Февронии, поставленная благотворителем.
Тут же и памятник святым, которые оказались в Жайске, когда муромские бояре решили выгнать их. Князь с княгиней встали в челн, и тот понес их вниз по течению Оки. Якобы они вовсе не управляли суденышком – оно само причалило к берегу в жайских местах, где святые остались жить.
Есть мнение, что Жайск стал местом уединенной жизни святых на некоторый период. Оказаться вдвоем в столь живописных местах – неплохая перспектива. В Муроме в эти дни лилась кровь – бояре бились за власть и грабили казну. Сколько времени Петр и Феврония провели в этих местах, как жили, кто им помогал, кроме Бога – неизвестно. Правда, есть тексты, где говорится, что плыли на двух судах, причалили тут на ночлег, и в свите даже был повар, который потом готовил ужин. А бояре настигли князя буквально на утро, спохватившись и испугавшись начавшихся смертоубийств. Первая версия как-то жизненнее 🙂
Смущает в памятнике, что вся ладья сделана в виде змея – есть голова и даже характерный хвост. А ведь именно змей летал над Муромом и внушал всякие прелести народу, портил жизнь святым. Что хотел сказать автор памятника таким образом – я не поняла 🙂 Вот вам улыбочка змея-чаровника 🙂
Место, кстати, совершенно потрясающее. Оказавшись там однажды в осенний закатный час, можно потерять голову от красок.
Да и посреди белого дня начинающей рыжеть осени хорошо 🙂
И весной, когда владимирский берег еще пуст и только начинает одеваться в зеленоватый туман молодых листьев, очень красиво. Даже привольно, как говорят тут старики.
Уезжая из Жайска и пересекая узкий мостик, на котором невозможно разъехаться двум машинам, начинайте внимательно следить за дорогой. Когда вы проедите егерскую базу по правую руку, будет поворот направо – к красивейшей точке на всю округу. Сворачивайте, оставляйте автомобиль и медитируйте в любой сезон. Ощущением парения и при этом удивительного покоя укутает вас на прощание Жайск 🙂
Спасибо за публикацию этого репортажа.У знакомой дедушка служил священником в церкви Жайска
День добрый! А можете дать е-мейл этой знакомой? Очень хотел бы узнать, кто был в Жайске священником в 1930-е годы. Мой мейл: chem10@ya.ru. Спасибо заранее!
Спасибо огромное за историческую информацию о селе Жайск, родине моего отца Линева Василия Ивановича (06.03.1910г.-19.10.1996г.). Жаль, что родовой дом моего деда, который был известным в Жайске кузнецом, достался чужим людям, поэтому некуда приехать. Дедов бревенчатый дом стоит до сих пор против церкви через дом от дома Быковых. Но слышала, что теперешний хозяин дома обшил его сайдингом, что может навредить бревнам (мое мнение). Более 20 лет не была в Жайске. Село, наверное, сильно изменилось с тех пор? А так хотелось бы навестить родные места! Туда тянет, как в места силы.
Рад,весьма рад классному рассказу по видемому землячке Юле. Надеюсь,продолжите освещать исторические места Вачского района. Могу подсказать а может быть и помочь в создание материалов скажем о загадочном городе древности с крепостью Стародубе-Воцком и его приселке Вача с погостом и прицерковном кладбище(сейчас закатанным под асфальт),да и про Стародубский перевоз бы не помешало,ох а проехать как краевед по старой муромской дороге по той воровской а не новой почтовой,где по словам Короленко письма с Питера доходили за 2 дня. Сейчас так наверное не умеют доставить. Успехов тебе Юла….
Спасибо за рассказ! Родина моего отца. Каждое лето детства и юности гостил в Жайске, у бабушки с дедом. Завтра навещу эти места, что бы набраться сил.
Спасибо за рассказ и труд. Надо будет съездить в эти места.
В школьные годы был там в детском трудовом лагере и жили как раз в этом доме, который напротив церкви. По утрам во дворе дома делали зарядку, там были турники.
Хорошее время было, полуголодное)) но всё же незабываемое.
[…] хозяйственных ворот напомнил дом купца Быкова из Жайска – тот торговал рыбой, и в арке под домом был вход в […]
В доме быкова было что-то вроде ЛТО под эгидой Богданова И.М.
В мою юность директора школы 94 и члена Верховного Совета СССР.
Я был там после 7го класса, т.е. 1989 г. И позднее ездили дети в 91г точно.
Спасибо за красивый репортаж!!! Жайск ,это село моего детства и юности. Каждое лето приезжали с братом на каникулы к бабушке с дедушкой. Это Родина моей мамы. Сейчас уже нет ни бабушки ни дедушки и дом давно продан….. Но каждый год , мы приезжаем туда, именно летом, чтоб посетить могилки любимых и родных… Чтоб ещё раз пройтись по этим тропинкам, лесам, полям… Подышать этим волшебным воздухом, наполненным сладким цветочным вкусом с лугов…. , посидеть на горе.. и глядя на красоты р.Оки вспомнить всё…..!!!
Спасибо. Как в детстве побывала. В начале 90-х ездили туда на трудовую практику от 94 школы Нижнего Новгорода – работали в полях. Жили в этом самом доме напротив церкви. В подвале у нас была кухня и столовая. Церковь тогда была заброшена – мы там проводили вечера. Ходили купаться на речку. Места там действительно очень красивые. Мечтаю съездить туда.
Здравствуйте!
А может кто знает Клюевых или Теровкиных из Жайска? Ищем дальних родственников.
Если, что пишите на alexk_2013@mail.ru
Добрый день!
Купца 2-ой гильдии, жившего в большом доме на против церкви, завали Иван Родионович БыкОв.
Ищу потомков купеческой семьи т.к сам являюсь таковым. По любой информации прошу обращаться по следующему адресу эл. почты: bykov.1996@inbox.ru
Здравствуйте!
Если у кого-то сохранилась информация по роду Казистовых из жайска прошу связаться по электронной почте a.bylkina@mail.ru