А сейчас я процитирую один из своих прежних отчетов. Просто через этот монастырь опять пролег маршрут. Словом, для тех, кто еще не читал. :mrgreen:
Туда редко возят организованного туриста, поэтому там тихо, там разбиты дороги и жизнь течет не спеша. Это место связано с воинскими подвигами, причем, весьма знаковыми. Правда, это был скорее духовный центр, демонстрирующий силу духа. Это место в 20 км от Ростова — Борисоглебское, где стоит одноименный монастырь.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Он был основан в 14 веке по повелению Сергия Радонежского, который даже место выбрал для обители посреди соснового леса. Сам Сергий не зря выбрал эти места – они ему родные. Он родился в Варницах при Великом Ростове всего в 15 км от Борисоглеба. Обитель связывают с именами многих святых, но одна фигура особенно выделяется – это монах-воин под языческим именем Пересвет. Это был человек-легенда, первый русский самурай, прославившийся на Куликовом поле. Это был мастер одиночных поединков. На Куликовом поле он дал последний свой бой. А в Борисоглебской обители Пересвет якобы принял постриг.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Обитель восстанавливается и дышит покоем. :roll:

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

По некоторым источникам, Пересвет был крепок сложением, сам был когда-то боярином, имел отличный боевой опыт и крепкую руку. Но какие-то обстоятельства привели его в монастырь, где он стал монахом Александром. Предположительно – потеря семьи от налетчиков или эпидемии. Ничто не держало Пересвета в этом миру. И вот перед Куликовой битвой Сергий не просто благословляет Дмитрия Донского на победу, но и выдает ему двух свежеиспеченных монахов – Пересвета и Ослябю (о нем информации совсем мало – предположительно, монах-простолюдин богатырской силы: якобы поднимал быка на плечах). Они стали первыми православными самураями. Они шли умирать. Пересвет сразу принимает схиму, ангельское посвящение. Чтобы было понятно – это как солдату-новобранцу сразу дать генеральский чин.

На поле боя его голову будет защищать не шлем как на картине, известной нам всем из тех же учебников по истории России, а тканый головной убор с белым крестом Голгофы и словами молитв схимомонаха. С того момента Пересвет уже не живет в нашем мире, он условно умер, он принадлежит Богу – воин ангельского войска, воин потрясающей силы духа с вполне земным боевым талантом.

Борисоглебское: боевой монастырь

Вообще одиночный поединок Пересвета и татарина Челубея очень интересен. Он описан летописцами и разобран историками буквально по мелочам. Подобно Пересвету, Челубей также являл собой божественного воина, будучи посвященным в древнее буддийское верование и обладая особой военной выучкой. Он тоже был готов умереть. А еще он обладал неслабой хитростью. У Челубея копье для поединка было на метр длиннее русского копья. То есть татарин вышибал из седла противника раньше, чем тот вообще мог коснуться его своим оружием. И Пересвет принимает решение удивительное. Ему дают самого выносливого и бесстрашного боевого коня, чтобы разогнался максимально быстро, не уклонился от удара. А вот длинного копья не сыскать. И Пересвет идет на поединок без лат! Копье пронзит его тело навылет, он останется в седле и сможет по инерции достать до Челубея. Он знает, что ему надо просто миг, чтобы долететь до татарина…

В том бою погибли оба поединщика. С той лишь разницей, что Пересвет удержался мертвым в седле, с коня его сняли уже в своих родных рядах. Огромного Челубея он якобы вынес из седла и насадил на копье. Часто историки с долей иронии и восхищения упоминают в описаниях битв тех веков, что русские конные войны что умели, так мертвыми усидеть в седле и даже удержать в руке оружие после гибели. Хватка в руках намертво, бока коней сжимали ногами крепче подпруг.

Борисоглебское: боевой монастырь

Ангельский воин Пересвет такой Борисоглебскую обитель не видел. Он уходил из деревянного укрепленного монастыря… Сейчас это боевая крепость, местами изящно и даже роскошно украшенная. Есть даже монастырские куранты. :roll:

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Сейчас можно подняться на Дозорную башню. Высота около 40 метров.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Но одно наверное точно – монастырские яблоки также тянут ветки яблонь вниз, как в августе 1380 года, когда Пересвета благословили на смертельный поединок, и он вышел за ворота обители, чтобы больше не вернуться…

Спустя три века обитель также духовно приняла участие в другой битве – за Москву. Князь Дмитрий Пожарский и наш нижегородский говядарь (мясник) Козьма Минин в походе на захваченную столицу были в Борисоглебском, чтобы получить благословение от местного святого затворника Иринарха. Тот до 30 лет занимался торговлей и весьма успешно, а потом решил обратиться к Богу, пришел в этот монастырь, где начал совершать подвиги веры. Зимой ходил в рубище, босой, в веригах. Был неоднократно бит другими монахами за слишком усердное моление, что умаляло якобы их молитвенный подвиг. Иринарх 30 лет прожил в каменной отдельно стоящей келье, общаясь с миром через решетку и закрытую дверь. В окно через решетку ему подавали пищу.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Келья стоит внутри монастыря, а окошко для общения – выходит в мир.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Памятник Дмитрию Пожарскому стоит почти напротив этого окошечка. Князь изображен вынимающим из ножен меч. Но он держит его за лезвие так, как обычно войны сдавали оружие перед входом в храм или благословением. Святой Иринарх предсказал ополченцам победу.

Борисоглебское: боевой монастырь

Вообще, история – это всегда прекрасно. Однако к этому святому, о котором мы, например, мало знаем, до сих пор идут и едут люди. Молятся тихо у его кельи, приносят цветы и что вообще я видела впервые – суют в дверь кельи записки с молитвами и просьбами. Говорят, святой Иринарх всегда помогает. Еще поразила тонкая ниточка, связывающая его с Нижним Новгородом, откуда вышло ополчение.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Удивительное было впереди. Там же, в монастыре, который, кстати, еще и музейный объект, нам посоветовали по дороге в Углич заехать на родничек Иринарха, который тот выкопал сам. Мы доехали до него на следующий день. 4 км от дороги до его родного села Кондакова, там еще 1 км по полю к лесу.

Погода была изнурительно жаркой. Но когда мы ехали по грунтовке, то было заметно, что почва тут сырая. Вот белеют воротца в зарослях, бросаем машину. Дальше пешком, в лес.

Борисоглебское: боевой монастырь

Под ногами – труд чьих-то заботливых рук: дорожка, мостики. Высажены елочки, папортники и цветы. И что удивительно – тут все влажное без дождя – земля, деревья, листья, трава…

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Есть там старая купальня, незамысловатая.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Есть и новая, облагороженная.

Борисоглебское: боевой монастырь

А это сам источник. Каменные глыбы старого кирпича на растворе – развалины сени, построенной в дореволюционные года и потом разломанной. Вода с привкусом – железистая, красящая камни ржой. Но все равно приятная.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Место необыкновенно светлое, очень камерное и уютное. Все в нем по феншую.

Борисоглебское: боевой монастырь

Обнаружили от источника устроенную даже не лестницу, а настоящую балюстраду наверх по склону, с лавочками, цветами и папоротниками. Решили подняться.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

А там в глубине леса мы нашли дворик. Тут кто-то живет. Видимо как раз тот человек, который столь тщательно следит за родником, купальнями и облагораживает это место. Видимо, в память Иринарха тоже отшельник – подумали мы.

Борисоглебское: боевой монастырь

Борисоглебское: боевой монастырь

В хозяйстве обнаружена даже «шишига», вросшая в землю и оборудованная под теплушку.

Борисоглебское: боевой монастырь

Обнаружили даже огородик лесного жителя. Там видна капуста, свекла, картошка, лук и чеснок – все, что надо к незатейливому столу.

Борисоглебское: боевой монастырь

Вообще в тот день на роднике вообще никого не было и мы уехали. Правда, мысль о том, кто же там живет и работает, жгла любопытством мозги.

Мы приехали туда в свой последний вечер на Ростовской земле. В 10 вечера, возвращаясь из Углича, уставшие, под надвигающуюся черную тучу во все небо, мы решили опять свернуть на родник. Уже искупаться. Свернули, окунулись в ледяную воду. И вот когда я расселась на лавке отдохнуть под елкой, ко мне подошел мужчина годов 50-60, опрятный и чистый, в камуфляжных штанах и футболке. Улыбнулся и спросил, не забыла ли я что в купальне. Я сказала, что не забыла. И тут меня осенила мысль – это же и есть тот отшельник!

Вообщем, я решила его поблагодарить за это место – хорошо все сделано, светло и чисто. И он оживился. Имя не назвал, сказал, что много лет пил водку, допился до белки и шизофрении, лечился, ударился в веру, но ничего не помогало. И вот приехал в Борисоглебский монастырь, но в обители ему не понравилось и он отпросился на родник святого – работать тут и жить уединенно тем, что люди дадут. Его благословили.

— Я ведь умирал. Я жить уже не мог и не хотел. Но ту как окунулся, сразу ощутил силы. Родник целебный, святой. Я и решил тут остаться. Уже 4 года живу. Выздоровел, не пью и пьяниц ненавижу – в них бесы. Знаете, я иногда слушаю, как люди купаются – если кричат от холодной воды – значит бесы в них кричат. Сейчас много людей с бесами живут. Очищаться надо, молиться. Тут благодатное место. А самый страшный грех – непочитание родителей.

Слушали мы сидели его речи. Казались они и наивными, и простыми и правдивыми одновременно.

Сумерки пришли в лес окончательно. Вода журчала. Лес качал макушками, туча надвигалась. А мы все сидели на лавке и слушали.

— Время наверное поздно уже. Мне надо ложиться спать.

И тут он неожиданно спросил:

— А вы откуда приехали? Я сам издалека, я из Нижнего Новгорода.

Мы сказали, что тоже из Нижнего Новгорода и тот сразу так обрадовался, начал спрашивать про улицы, здания, храмы нашего города, словом, блеснул знанием нашего мегаполиса. Потом попрощался и ушел спать. Удивительный человек. Удивительная ниточка опять к нашему городу.

Далее… Кашин: сердечный городок

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here