Катаясь в отпуске по Карельскому перешейку и Северному Приладожью, мы решили посмотреть не только природу, но и инженерные сооружения бывшей Финляндии – гидроэлектростанции и мосты. Мы даже не подозревали, насколько это может быть интересным.


Мы жили на базе отдыха на берегу Ладоги и просто наматывали сотни километров по округе на авто, которое слишком любит асфальт, чтобы ползать на нём по лесным грунтовкам. Но и это мы выдержали.

В Хямекоски выехали из Сортавала в сторону Питкяранта. В Рауталахти свернули налево – весь путь составил около 40 км по отличному асфальту и приличному грейдеру. Ряд источников переводят Хямекоски с финского как «Порог-зуб», и он реально виден на карте, а на местности это скальный выступ. Но местный краевед Павел Чар написал нам в ВК, что эта версия ошибочная. По его трактовке хяме – это емь, население определённой области Финляндии, которая пишется как Häme. То есть Хямекоски – “емьский порог”. Правда, стоит учесть, что эта историческая область лежит в Финляндии в 400 км по прямой от Хямекоски, а о самом народе можно почитать только в исторических статьях. Словом, всё очень интересно. Вопросов к реке Янисйоки, на которой стоит поселок, нет – переводится как «Заячья река» за её петли.

На пару километров вверх по Янисйоски построена дамба, регулирующая подачу воды к ГЭС Хамекоски. А еще чуть выше по течению – бетонный железнодорожный мост. Ни то, ни другое мы смотреть не поехали: дамба имеет скромный вид, а мосты мы любим каменные. Хотя профессиональные фото этого моста с коптера с идущим по переправе паровозом впечатляют. Но мы-то были уверены, что нам такое не покажут.

Фото с Википедии, автор – Михаил Проскалов

Поэтому мы поехали сразу на ГЭС, оставили авто в лесу на берегу реки и пошли смотреть станцию, которая начала работать в 1899 году.

Первое, что мы увидели, и было главной достопримечательностью Хямекоски — водоводный канал длиной около полукилометра. Вы только представьте: в конце XIX века реку Янисйоки подняли выше ее русла в этот водоводный канал, а в прежнее русло, которое идет мимо ГЭС сбрасывается только излишек воды. Река течет по каналу, а потом возвращается в свое ложе. Грандиозно!

А вот так выглядит Янисйоки до водоводного канала. Фото сделано с подпорной стенки. Лесные реки здесь прекрасны.

Вот водоводный канал. Слева – скальный берег, а справа его держит высокая бетонная стенка. Вода течет на ГЭС с приличной скоростью, закручивая воронки.

А это – ее прежнее русло, которое в этом месте оказывается обезвоженным.

В интернете попадаются фото сброса излишков воды. Но мы приехали в тот момент, когда вся река шла на ГЭС, створы были закрыты.

И только средние ворота чуть-чуть пропускали упрямую Заячью реку.

Вот это место, где река направляется по каналу, забывая о своем русле, в которое ее не пускают тройные ворота.

А дальше мы решили пройтись вдоль канала до самой ГЭС. Ощущение, что гуляешь по парку. Местами дорога укреплена каменной стенкой.

Перед ГЭС канал расширяется.

А вот еще один водосброс на этой ГЭС. Здесь вода подходит к зданию ГЭС по деривационному каналу, и если воды очень много – ее сбрасывают в русло.

Вот здание машинного зала ГЭС со стороны нижнего бьефа. Внутрь ГЭС, в ее машинный зал мы не попали, но его показывают промышленным туристам, которые едут сюда в рамках организованного тура. Их записки тоже можно найти в интернете. Сейчас в машинном зале самой старой ГЭС России есть шильд оборудования 1903 года, но работать ГЭС начала в 1899 году.

В машинном зале работают 4 агрегата, которые выдают после модернизации 3,68 МВт. Интересно, что машины шведской фирма ASEA (теперь ABB), установленные до 1933 года, имели фирменный логотип в виде свастики. Когда в Германии к власти пришли нацисты, компания ASEA отказалась от свастики, но на гидроагрегатах в Хямекоски они остались. ГЭС работает автономно, требует иногда присутствия одного человека.

Первое, что бросилось в глаза – «лицо» здания с глазами и широко раскрытым ртом – прямо как на домах северного модерна. Будем считать это архитектурной шуткой. Правее – родное русло реки.

Ниже по течению река, выполнив свою работу, возвращается в родные берега.

В Карелии каждая из таких мини-электростанций проектировалась и строилась для обслуживания какого-нибудь производства, которое было поблизости. ГЭС Хямекоски – не исключение.

В декабре 1896 года ежедневная шведоязычная газета «HBL», выходящая в Хельсинки, дала заметку, что в Хямекоски будет построен новый завод, уже ведётся строительство здания, а консул Фридрих Вильгельм Диппель должен возглавить этот бизнес. Назначение и тип завода держались в тайне. Но чуть позже выяснилось, в конце XIX века в Хямекоски был основан первый в Финляндии завод по производству карбида кальция. Работы по водоснабжению были начаты в ноябре 1897 года и были завершены за два года – как раз в 1899 году.
Водный канал, которым мы так восхитились, был самой сложной частью работы. Он имел длину 470 метров, высота падения воды составляла 12,2 метра, мощность 3 000 лошадиных сил при самом низком уровне воды. Однако в 1899 году использовалось только 1 200 лошадиных сил. На выходе из канала находились фабричные здания: два больших кирпичных двухэтажных здания, ГЭС, две печи для обжига извести. Электричество подавалось в 12 печей. Завод дополнялся кирпичной дымовой трубой, пилорамой, столярным цехом и большим механическим цехом. Компании принадлежали также железная дорога от завода до причала в Янисъярви, сам причал, а ещё пароход и несколько барж, курсировавших до Вяртсиля. Кроме карбидного завода здесь работала и бумажная фабрика, в 1904 году переоборудованная в картонную.
Узнаете здание ГЭС на старом фото? Слева от него – производство. Сейчас его нет.

ГЭС Хямекоски, не позднее 1904 года. Википедия

После революции эта земля принадлежала отделившейся Финляндии. Предприятие несколько раз меняло свой профиль: плавило металлолом, делало фанеру.

Рабочие Karelia Wood, Хямекоски. 1924 год.
Чугунолитейный завод Хямекоски, 1929 год.
Хямекоски ГЭС, 1935 год
Внутри Хямекоски ГЭС. 1937 год

Электрометаллургический завод, фанерная фабрика и все постройки, кроме ГЭС, разрушены авиаударом во время Советско-финской войны (1939—1940).

Во время Великой Отечественной войны Хямекоски опять были в эпицентре наступлений финнов. Известно, что 18 июля 1941 года в 04 часа утра финская армия в районе Хямекоски двумя батальонами форсировала реку Янисйоки и повела наступление на запад и юго-запад. Краеведы пишут, что позже, при отступлении, у финнов не было достаточно взрывчатки, чтобы уничтожить ГЭС. Поэтому они просто открыли затворы и поставили оборудование в максимальный режим, надеясь, что станция не выдержит и взорвется сама. Однако запас надежности был таким высоким, что советские солдаты получили ГЭС без тотальных повреждений.

Руины завода Хямекоски, 1940 год.

И так как мы очень любим человеческие истории, то заинтересовались фигурой первого директора карбидного завода, бумажной фабрики и ГЭС – консула Фридриха Вильгельма Диппеля.

Фридрих Вильгельм Диппель

Родился он в 1853 году в семье ганноверского консула Юлиуса Диппеля – предпринимателя, поселившегося в Выборге в 1847 году и основавшего табачную фабрику. Вильгельм был старшим сыном в семье. Дома было принято говорить на немецком, а все свободное время было отдано учебе. Как и младший брат Карл Эдуард, ставший известным архитектором, Вильгельм обучался в Ганноверской политехнической школе. После обучения братья вернулись в Выборг, и каждый занялся своим делом.

Если младший Карл Эдуард проектировал здания и создавал проекты чудесных финских изразцовых печей, то старший Фридрих Вильгельм занимался их производством, владея ещё и Ракколаниокским гончарным заводом (Rakkolanjoen Kaakelitehdas, osakeyhtiö – Rakkolanjoki Kakelfabrik, Aktiebolag). Кроме гончарного завода и производств с ГЭС в Хямекоски, он владел лесопильными заводами и фабриками строительных материалов. А еще Диппель-старший был председателем Выборгского городского совета и занимал пост консула.

Некролог консула Диппеля

В Выборге Диппель-старший жил в доме, который сейчас стоит под №20 по Краснофлотской – по соседству с родительским домом №18. Это самый центр. И, конечно, в доме были печи его собственной фабрики. Кстати, их проектировали сразу несколько финских и русских архитекторов, не только брат. Известно, что собственных детей у Фридриха Вильгельма не было. Он скончался 9 ноября 1906 года, а общество отозвалось трогательным некрологом и признанием, что «деловая жизнь Финляндии понесла сокрушительный урон». Всё свое имущество, включая предприятия, Диппель оставил брату-архитектору.

Дом консула Диппеля в Выборге

В нашей родной Нижегородской области мы видели печь Диппеля в Большом Мурашкино, в особняке купцов-меховщиков братьев Моневых, построенном в 1915 году.

А это страничка из каталога фабрики Диппеля. Здесь обозначены архитекторы, творившие у Диппеля кроме его брата – известные Аксель Гюльден (Axel Gyldén) и Уно Ульберг (U. Ullberg).

А мы, выезжая с Хямекоски, рассмотрели еще парочку старых финских каменных мостов – монументальных, тяжелых и словно созданных на века. Оба – железнодорожные. Этот – малый арочный, построен в 1920 году, о чем говорят цифры на замковом камне.

Когда обратная дорога на Харлу подошла наиболее плотно к Янисйоки, мы решили посмотреть на ее каменные пороги. Шум воды слышен далеко.

Уже въехав в Харлу, мы заметили большой однопролётный каменный железнодорожный мост с той же веткой финской постройки – через речку Лёютёоя. Судя по дате на камне, мост был построен в 1924 году. Когда-то по нему ходили поезда местного назначения по маршруту «Лодейное поле – Янисъярви».

Если решите повторить, то все мосты по пути, а координаты ГЭС – GPS: 61°51’19.2″N 30°56’44.7″E

Еще о северных ГЭС читайте:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

шестнадцать + пять =