Вдоль речки Ковач тракт возвращался к современной Р-158, пересекал трассу и убегал опять в поля и перелески – в Малую Березовку из пяти дворов в 1850 году и соседнюю Николаевку Березовку тож. Сейчас это одна деревня – Новая Березовка. Дорога тут – песчаная грунтовка.

Нахождение на почтовой большой дороге деревенькам не сильно помогло. И даже соседство с современной Р-158 стало припаркой мертвому.

Затем тракт пересекал железную дорогу и убегал дальше в поля.

В то утро обочины выбелил ночной иней. Путники раньше радовались первым заморозкам, рассчитывая, что уже скоро «дорога встанет», то есть подмерзнет и станет проезжей. Но этот первый снежок недолго жил под солнечными лучами.


Прямой, как стрела, почтовый тракт вбегал в Пузскую Слободу, которая раньше называлась Большой Пузой и все также стоит на реке Алатыре. Само название Пуза – от старой забытой хлебной меры пуз – это почти два пуда зерна. Ну, и логично, что большой живот толстяков получал еще название пуза.

Краеведы предполагают, что в старинные времена Пузская Слобода была укрепленным городком. Но боевые времена давно позади, и село в середине XIX века было большим и оживленным, разделенным на несколько наделов и принадлежащим аж шести помещикам. Сейчас крепостничества уже нет, но традиция плохих дорог здесь соблюдается неукоснительно.


Из Пузской Слободы тракт шел открытыми полями в сторону Починок. Щербатый асфальт быстро сменялся грунтовкой, которую по первому морозу можно было преодолеть и на «Жигулях».

Распашка чернозема тут масштабная – это традиционно. Починковский район входит в «золотое дно» Нижегородской губернии (дно – из-за южного расположения, то есть на карте Починки были внизу) благодаря своей почве и отличным урожаям.

В открытых полях лучше было не встречаться с двумя страшными попутчицами – ночью и метелью. Если на тракте не было вешек, ряда «екатерининских» берез, а специальный метельный звон маяка сухопутных странников – церковной колокольни – уносило ветром, то пиши пропало. Правда, эта дорога была оживленной, и на ней без всяких метелей случалось разное. Вот как описывает Владимир Короленко свой выезд из Починок в сторону Василева Майдана – то есть, нам навстречу ровно по этим местам:

«Едем тихо: на дороге много «обгону», пристяжка то и дело вязнет в глубоком снегу… Вот на дороге остановка: распряженные сани с незначительной кладью, на санях сидит мужик, на снегу лежит лошадь, положив, как собака, голову на передние ноги, и по временам тяжело, глубоко вздыхает… Возы осторожно объезжают застигнутого бедою мужика, наши лошади пугливо жмутся и, объехав, подхватывают сразу, убегая в панике от молчаливой драмы, понятной даже и лошадиному сердцу. Я оборачиваюсь назад. Неуклюжая починковская колокольня еще видна над снегами, по дорогам тянутся черными точками возы разъезжающегося базара…»

Из полей в современные Починки мы въехали по улицам Коммунистической, Колхозной и Красной, на которой селились жители побогаче, чем на окраинах. Но в позапрошлом веке это были не совсем Починки, а поселок Конного завода. Конечно, путники пролетали его, сворачивали к мосту через речку Рудню и оказывались на центральной площади городка, в теплых объятиях трактиров, чайных и калашных. А мы решили заглянуть на конезавод, когда-то очень известный, а теперь умирающий.

Починковский конезавод – самый старый в России из ныне существующих. Боярин Борис Морозов еще в 1647 году купил у царя Алексея Михайловича «пустую мордовскую землю починки с пустошами и полянами, с бортными и лесными уходьями за 143 рубля и три алтына с деньгой». Для пущей эффективности хозяйства Морозов приказал управителю поставить в Новом Рождествене (Починках) конезавод, что и было сделано в 1652 году. В этом же году из Москвы пригнали 8 жеребцов и 60 маток выездных и верховых лошадей для «собственной потребы» и продажи. Для обслуживания лошадей из разных губерний России в том же году прибыли крестьяне Морозова. В XVIII веке конезавод выращивал драгунских лошадей и уже в 1738 году играл значительную роль в поставке лошадей для армии.

В 1744 году из Ямполя в Починки прибыл табун лошадей. По указу Елизаветы Петровны завод должен был поставлять лошадей не армейским драгунам, а лейб-гвардейскому полку, то есть появлялся спрос на более сильную и статную лошадь. Летом 1761 года сюда прибыли табуны лошадей из Батурина. Отличные выпасы, чистые водопои и люди, умеющие выращивать лошадей, были оценены по достоинству.

К зиме 1762 года на левом берегу реки Рудни выросли новые конюшни на 800 голов. Владимир Витт в своей книге «Из истории русского коннозаводства» пишет, что «граф Алексей Орлов-Чесменский в 1767 году отобрал в Починковском дворцовом заводе группу кобыл и возможно жеребца-производителя из числа «датских и немецких» для своей работы по созданию отечественной верховой породы, которая в последствии стала называться Орловской верховой породой». Так что есть в этих красавцах починковский след.

Николай Сверчков «Пара орловских рысаков»

К 1814 году старые строения конезавода пришли в ветхость, и при смотрителе завода Карачарове в 1817-1822 годах по проекту архитекторов Желярди и Кутепова был построен новый каменный коннозаводской комплекс. Завод имел вид замкнутого квадрата, каждая сторона которого составляет около 250 метра. Внутри этого квадрата располагались конюшни, манеж и многие подсобные помещения.

Еще до революции военный конезавод канул в лету, утратив свой статус одного из ключевых. Но завод хранил генофонд сильной и красивой русской лошади. Еще один расцвет конезавода пришелся уже на советскую эпоху – здесь была выведена самая мощная порода лошадей в мире – советская тяжеловозная.

Сейчас, после многих пожаров и по сути банкротства, конезавод дышит на ладан под худыми крышами. Мы пробрались полюбоваться лошадьми  в тот морозный осенний день, и волна жалости к тяжеловозам, конечно, захлестнула нас.

Заслуживает внимания и городок конезавода. В начале ХХ века здесь была церковь Георгия Победоносца, который на своем коне разит змея. Теперь все иначе – есть полное ощущение, что змей победил и его, и коня. Вместо храма – его руина, ставшая водонапорной башней. Обратите внимание на второй план старого снимка – там один из домов для высшего персонала конезавода, еще не обезображенный перестройками.

Взято с sobory.ru

Вокруг конезавода – дома служащих. Когда-то приятного вида особнячки управляющего и прочих ответственных – с палисадниками, небольшими садиками и мезонинами. Сегодня здесь тоже живут люди. Они вносят в свои дома нужные им изменения, поэтому прежнюю стройность замысла и красоту найти сложно.

Александр Михайлович Анненков. Фото с сайта ngounb.ru

Одним из последних управляющих конезаводом был полковник Александр Михайлович Анненков (скончался в 1913 году).

В ряде воспоминаний дом Анненковых был хлебосольным и всегда полон друзей и родственников, молодежи.

Пользовались гостеприимством Анненкова сослуживцы и знакомые, проезжая по Старосаратовскому тракту – заглядывали к обеду или ужину, да так и оставались на ночлег в сердечной обстановке. Такое не променять на казенщину постоялого двора.

Мария Порфирьевна Левенгоф

А семья полковника была немаленькой. Он был женат на вдове полковника Рожалина Марии Порфирьевне Левенгоф (1855 – 1931 год), у которой было трое детей от первого брака.

В новой семье родилось еще трое детей.

Остались воспоминания, что Анненков не делил отпрысков на родных и приемных, а одинаково любил всех их.

Александра Александровна Анненкова, дочь управляющего Конным заводом (сидит) с подругой, около 1915 года (из домашнего архива Т. М. Шальновой)

Именно здесь, на конезаводе, чувствуешь неумолимый бег времени – сколько славы видело это место, и что с ним стало…

Выехав с конезавода, мы пересекли мост через Рудню и оказались в центре Починок. Интересы приезжих тут ограничивались именно площадью. Мы поискали здание почтовой станции с трактиром по адресу «площадь Ленина, 40» и не нашли – такого дома не оказалось. А жаль – в сети фото этого здания еще есть. Надеюсь, это мы плохо искали и станция, где на подмену держали 16 лошадей и поили плохим чаем, еще стоит. Судя по этому фото, здание было надстроено и серьезно изменило свой облик.

Фото из kartarf.ru

Поэтому мы просто погуляли по площади, чьи храмы или не сохранили прежний вид, или вовсе уничтожены. Вот, например, что осталось от прекрасной Никольской церкви 1780-х годов постройки. А была – красавица.

Никольская церковь, архив Починковского музея.

По четвергам здесь были базары, которые устраивались по всем правилам – торговля велась рядами: дровяной, коровий, конный, щепной и так далее.

Починковская Базарная площадь. Зимний собор слева (Никольская церковь) и летний собор справа (Христорождественский). Снимок сделан в 1918 году во время похорон И. Е. Губанова (по данным архива Ермошиных).

Самый примечательный дом – конечно, нынешнее здание администрации. Удивительно было узнать, что изначально дом был в два раза меньше. Расширили здание, умело скопировав даже лепнину по фасаду, в советские годы.

Известно, что дом был построен во второй половине XIX века и принадлежал лукояновскому купцу из крестьян или мещан Степану Котельникову (около 1830 года рождения).  Занимался купец торговлей мясом и рыбой. Говорят, в жены он взял сельскую девушку-бесприданницу, но красавицу. Родственники со стороны жены, бывая в Починках, принимались хозяйкой с заднего двора, щедро угощались, но в парадные комнаты не допускались.

На площади много магазинов и лавок позапрошлого века. Здесь можно было купить практически все – были бы деньги или доверительный кредит от владельцев, который, конечно, на проезжающих граждан не распространялся.

Здесь в базарный день не стоило грустить, если не попал в трактир – существовал и  «обжоркин ряд». Это были деревянные ларьки, стоящие двумя рядами на Базарной площади. В них  торговали баранками, сушеной рыбой, конфетами, орехами и другими вкусностями, которые можно было без опаски и в дорогу взять. Даже если не хватило мест на казенном постоялом дворе, можно было остановиться в любом другом – их на площади было несколько.

Впрочем, с постояльцами бывало разное. Например, 22 марта 1822 года один из таких проезжающих остановился на ночлег, а утром уже не смог продолжить путь: его хватил паралич, «от действия коего лишился он языка и движения правых руки и ноги». Около двух месяцев господин провёл «в крестьянском доме… ничего не говорящим и не могущим встать с постели», причинив своим состоянием хлопоты властям и, наконец, скончавшись.

Этот несчастный был архитектором Гауденцио Маричелли ди Бедиллора, известный в России, в первую очередь, строительством торговых рядов и колокольни Воскресенского собора в городе Шуе. Сейчас высота соборной колокольни составляет 106, 5 метров, но не все было так просто. Маричелли строил колокольню с 1810 по 1819 годы, но выросшая до четвёртого яруса, она дала трещины и рухнула. Было заведено судебное дело с дознанием, в ходе которого итальянец продолжал строить, а в феврале 1821 года и вовсе был назначен архитектором в Грузию. Получив казенные деньги на проезд до Тифлиса, жалованье и бумагу от императора Александра Павловича на беспрепятственный проезд, предоставление лошадей и проводников, Маричелли отправился в путь, но не доехал. Доктор Ролонтовский, пользовавший итальянца, отмечал, что «по важности случившейся с ним болезни от удара паралича и старости лет его не предвидит он никакой к лечению надежды»… Так Маричелли навсегда остался в Починках: погребли его по христианскому обряду. Имущества, денег, а также друзей и родственников у бедняги не нашлось.

А мы едем дальше.

Тракт выбегал из Починок по улице Ленина и до следующего населенного пункта на карте 1850 года бежал так же, как идет современная дорога. Сейчас в автомобилях мы не замечаем, как круты спуски и как тяжелы подъемы-тягуны. Хотя даже Долгоруков, спешивший в Саранск на ярмарку, пишет о горах после Починок и невозможно медленной езде. Думаю, после дождей в XIX веке въехать в Пелю-Хованскую было очень непросто. А сейчас – легко!

В селе было 116 дворов и усадьба помещиков Философовых. А забавное название села осталось напоминать, что когда-то этими землями владели Хованские, которые завезли сюда то ли белорусов, то ли украинцев, желая разбавить мордву, не умевшую обрабатывать землю. Усадьба славилась Рождественским храмом, ухоженными садами и парком. Сегодня всего этого уже нет. Но мы нашли на старой карте, где были усадебные постройки и свернули с прогонной улицы направо. Там, за малым прудом со старыми деревьями, нашли дом из старого кирпича, состоящий будто из двух частей. Здание выглядит грубовато, потому вряд ли это был господский дом – скорее, флигель или что-то хозяйственное.

Половина здания – судя по оконным проемам, самая старая – явно заброшена, а дворик застроен сараями и погребами.

Здание стоит на холме, а село получается внизу. Хозяином имения целый ряд краеведческих источников прописывают Философова, не упоминая ни звания, ни чина, ни имени с отчеством. Единственный Философов, который фигурирует в истории местности – это уездный предводитель Михаил Алексеевич (1841— 1906). Его отец Алексей Илларионович Философов был боевым офицером, дослужился до генерал-адъютанта и был воспитателем младших сыновей императора Николая I. Матушка Михаила Алексеевича – Анна Григорьевна (урожденная Столыпина) – приходилась двоюродной сестрой матери поэта Лермонтова и была его детской любовью. Михаил Алексеевич не сделал столь блестящей карьеры, как отец.  «М.А. Философов, человек еще молодой и необыкновенно толстый, прекрасная иллюстрация “сытости, не понимающей голодных”. Лицо у него было выразительное, заплывшее, пожалуй, добродушное», – описывается предводитель в записках Короленко.

Писатель, приехавший открывать бесплатные столовые, рисует страшную картину голода в земледельческих уездах губернии начала 1890-х годов. И роль Философова во всем этом не лучшая:

«Интересно, однако, что первоначальные тревожные сведения энергично поддерживались земскими начальниками, с  уездным  предводителем М. А.  Философовым  во главе. Последний в письме своем к начальнику губернии особенно подчеркивал “расстройство хозяйства и истощение запасов в предыдущие годы”. “Можно безошибочно сказать, – писал он 1 июня 1891 года, – что если помощь не придет своевременно, то, кроме голодной смерти, преступлений и пр., – ожидать ничего нельзя”. Но еще интереснее, что те же лица явились вскоре главными деятелями в  уездной   продовольственной   комиссии, которая приобрела такую известность именно отрицанием голода. И во главе ее выступил опять… тот же Философов!»

«Говорили, что сам губернатор неосторожно облек  уездного  предводителя этой опереточной диктатурой, а предводитель обратил ее против губернатора, и теперь М.А. Философов к каждому своему распоряжению прибавляет магическую фразу: “На основании данной мне неограниченной (!) власти”… Магическая фраза гипнотизирует…».

Безрадостно как-то. Особенно если посмотреть старые фотографии этой местности в период голода: изможденные люди, нищие избы, разобранные соломенные крыши, которые пошли на корм умирающему скоту.

Словом, бросаем прощальный взор и уезжаем дальше. Солнце клонится к закату, вечерний морозец покалывает пальцы и нос.

Выезд из Пели крайне живописен! И, к слову, полностью повторяет старый тракт во всех изгибах. Предзакатное солнце подожгло желтые поля, усиливая эффект.

А после оврага с речкой Ладкой тракт начинает сильно отклоняться от современной Р-158 и забирать вправо – на Симбухово. На карте 1850 года это село на 103 двора, которое выходит на тракт лишь своей окраиной. Сейчас вдоль бывшего тракта стоят избы, а Симбухово слилось с соседней деревней Андреевкой, на выезде из которой финишировал  20-верстовой перегон, и стояла почтовая станция.

Надо сказать, что село некрасиво и обычно.

Старое Симбухово и Андреевка разделены довольно глубоким оврагом, и тракт шел по его мысу – примерно там, где стоят дома.

Домики здесь не поражают ни богатством, ни размерами, ни мастерством постройки.

Но ширина прогонной улицы старая – тут разъезжались нарочные тройки и обозы, а ямщики не упускали случая стегнуть зазевавшегося прохожего крестьянина.

На выезде из Андреевки правый порядок деревни пропадает – рельеф дает сильный уклон. А на конце левого стояла почтовая станция, где на подмену держали все тех же 16 лошадей.

Станция стояла на холме, а вид от нее назад, на Андреевку и полевые дали, захватывает. Это был последний пункт почтовой гоньбы по Нижегородской губернии – следующая почтовая станция на Нечаевском умёте была только через 18 верст и уже в Пензенской губернии.

Выше станции еще несколько домов.

Под холмом, в ложбине стоит небольшой пруд, похожий на глаз в обрамлении густых ресниц из старых ветл.

Мороз к ночи продолжал крепчать, трава хрустела под ногами. Лучший вариант полтора века назад – остаться в тепле деревенского постоялого двора. Но теперь в бывшей Андреевке таких вариантов нет. Выезжаем в предзакатный час в сторону границы с Пензенской губернией, чтобы увидеть место последнего пункта – питейного дома. До него от станции всего лишь три версты. Тракт после Андреевки выходит на современную Р-158, но временами уходит вправо в поля метров на 200. Ночной мороз побелил поля инеем. Ночь разливалась с востока.

Мы свернули в поле и выехали на место питейного дома. На его месте – край распаханного поля, и металлоискатель чирикает здесь над каждым гвоздем. Ничего не осталось от построек, где можно было поесть вчерашних мясных щей, вареной курицы и, конечно, выпить горькой – от несладких дорог.  Но мы налили из термоса горячий чай.

На пар над стаканами прилетело ощущение, что мы в этом поле не одни. Оно почти физическое, и на измотанную долгой дорогой и ориентированием на местности голову кажется практически реальным. Поле приносит звуки каких-то шагов, стуки деревянных дверей, стук топора, неразборчивые голоса и лай собак. Цедишь горячий чай и думаешь, что вот-вот и увидишь то, что заставит плеснуть чай на мерзлую землю и залезть в машину. Надо сказать, это жутковатое ощущение.

На поля спустилась морозная осенняя ночь. И даже с дороги все реже доносились звуки несущихся машин. Мы допили чай и погрузились в свой рессорный экипаж. Нам предстояло отмахать почти 250 верст до дома.

Продолжение:

1 2 3