Есть такие дороги в Нижегородской области, которые манят, загадывают загадки, уводят и бросают в тупике, обрывая асфальтовое покрытие, расстилая неровную грунтовку, разливая море или выставляя преграду из леса. Вот дорога через Сокольское вдоль Горьковского моря – одна из них.
Легендарное озеро Текун – это далеко не все, что привлекает в этом маршруте. Там в каждом селе и деревне свои истории, в которых больше вопросов, чем ответов. И потому на майские мы прокатились в самый «молодой» район Нижегородской области – Сокольский.
Эта территория сравнительно недавно вошла в состав Нижегородской области. В Российской империи Сокольская волость входила в состав Костромской губернии. При образовании в 1929 году Ивановской области сокольские земли вошли в неё, однако после создания Горьковского моря логистические связи района со столицей текстиля и городом невест оказались затруднены и аж в 1994 году Сокольский район всё-таки был пожалован Нижегородской губернии.
Горьковское водохранилище сыграло интересную роль в судьбе этих земель. Десятки деревень вместе с храмами и погостами, домами и пашнями, сосновыми лесами оказались на дне моря. Типичная приволжская трагедия. Вода до сих пор выносит на поверхность старые бревна изб, выбрасывает на песок битые кувшины и осколки посуды. Зато отгороженный водной гладью от цивилизации Сокольский район был признан был признан самым экологически чистым районом в России.
Первая наша остановка – сам райцентр, рабочий поселок Сокольское. Оно сразу поражает чистотой улиц и отсутствием запрещающих знаков, что для горожан такая же диковинка, как барский дворец. Кстати, такой в селе реально был, с парком и службами.
В XIXвеке Сокольское было приобретено графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744—1817). Это известный русский государственный деятель, историк, собиратель рукописей и русских древностей. Именно он явил миру список “Слова о полку Игореве”, множество летописей и прочих ценных документов, без которых российская история не была бы такой полной.
Супруга графа была светской дамой, но книги и древности тоже любила, а потому считалась весьма ученой для того века.
У графской четы было восемь детей – три сына и пять дочерей, а потому граф-отец еще при жизни озаботился расширением наследной массы. Вот тогда он и приобрел Сокольское и его окрестности. Трудности дорожного сообщения тогда не сильно волновали помещиков прибрежных речных имений – река могла быть дорогой и зимой и летом. А местность славилась охотничьими ловами, корабельным лесом и красотой.
Усадьба состояла из барского дома, который был по описаниям частично деревянным, служб и прилегающего парка. Вряд ли ее можно назвать роскошной. Скорее, это была усадьба типа “охотничий домик”. И, видимо, именно барские ловы описываются как пиры, балы и праздники.
Если вам в голову придет мысль увидеть усадьбу или то, что от нее осталось, вы будете расстроены. При поднятии уровня воды в Волге она ушла на дно, перед чем была практически полностью разобрана. Остатки парка, говорят, представляет собой Парк Победы с выходом на набережную. Однако в парке мы не обнаружили ни одного столь старого дерева, чтобы можно было назвать его осколком прежней усадьбы. Аллея лиственниц и старая ветла вряд ли помнят даже год революции.
Зато обращает на себя внимание здание Сокольского районного суда советской постройки с богато украшенными колоннами.
И вот из Сокольского мы выехали той самой дорогой, которая ведет во многие села и деревни, но на самом деле не ведет никуда…
Наш путь лежал в село Дмитриевское.
Дмитриевское стоит будто на неудобицах – лесной холм, который прорезает дорога и речушка, текущая в низинке. На дороге нас встретил странный памятник и заброшенное отделение Почты России в резной избе.
Памятник «Героям Чернобыля» представляет собой дикую мешанину всяких символов: здесь и христианский крест, и модель то ли атома, то ли солнечной системы, а венчает это все бюст Владимира Ильича.
Точкой нашего интереса в селе была Сретенская церковь, ныне недействующая, стоящая в руинах. Она была построена в 1800 году, а вот несохранившаяся и строившаяся на средства прихожан колокольня – в 1857 году. Основной объем удивляет шириной – в церкви было три престола – в честь Сретения Господня, в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Понятно, кстати, что и название свое село получило от храма – Дмитриевское.
Около храма один-единственный жилой домик с подозрительной жительницей и огромным автопарком внедорожных автомобилей – от тракторов и шишиги до уазика. Хотя дальше, вдоль речной долины еще виднеются несколько домов и в зарослях кустарников еще читаются фундаменты каких-то зданий.
В послереволюционные годы, понятное дело, церковь в Дмитриевском была закрыта. Священник Николай Суздальцев, проживавший в селе вместе с женой – матушкой Екатериной и детками, был раскулачен в феврале 1930 года. У батюшки забрали все – избу, скотину и все имущество. Вплоть до последней тряпки, выгнав семью на улицу. С маленьких детей посрывали даже платки…
После ссылки и скитаний отец Николай предположительно был похоронен на кладбище при разрушенном храме. Кстати, большая часть кладбища пострадала в более поздний период, когда через Дмитриевское прокладывали шоссе. Могилы буквально ушли под асфальтовое полотно. Теперь над костями жителей села и округи проносятся автомобили, автобусы и лесовозы…
Следующая наша остановка должна была быть в селе Цыкино. Ища дорогу в село с храмом, но без дорог с твердым покрытием, мы свернули в деревню Яблонное. Она казалась ближней к Цыкину. Грязная грунтовка в зарослях. в окружении каких-то болот – и вот оно, Яблонное. Деревенька в десяток домов, половина из которых нежилая, по центральной дороге течет ручей, делая ее непроезжаемой.
Мы прошлись по улице, посмотрели издалека на храм Цыкино, до которого нам предстояло преодолеть поле, лес и еще что-то, ч то он прятал. А скоро бует темно, и времени нет. Решили выезжать из Яблонного.
И хотя дороги через деревню не оказалось, посреди улицы стоит часовня-столб. А значит, дорога действительно здесь когда-то была.
Обычно такие мини-часовни ставили на перекрестках дорог. Люди относились к ним с почитанием. Друг святого Серафима Саровского Мотовилов вспоминал рассказы крестьян: “Бывает, едешь со своей бабой, ругаешься с ней. А увидишь столб с иконочкой – перекрестишься и успокоишься”. Остепенялись люди рядом с часовней.
Бывало много случаев, когда часовенки на перекрестках дорог спасали жизнь путникам. В ненастную погоду огоньки лампад служили маячками, единственными ориентирами в темноте.
Мы выбрались из Яблонного, где кроме часовенного столба еще стоит потрясающий дом с каменным первым этажом. Оказалось, что в Цыкино дорога лежит через Блудово и Пушкарево – сначала грейдер, потом обновленный мост, а потом грунтовка. Так мы и добрались.
То ли от того, что небо затащили окончательно тучи, то ли от того, что ни души мы не встретили в Цыкино, место казалось грустным. Несколько обитаемых домов в когда-то крупном и богатом селе. Цыкинская церковь, посвященная православному празднику Вознесения Господня, оказалась кладбищенской, стоящей на краю села, у леса.
Она считается одной из красивейших в Сокольском районе. Хотя я бы сказал, что она вполне типовая и не обладает оригинальными чертами. Можно отметить только ее высокую сохранность и долговязую четырехярусную колокольню . Церковь была построена на деньги прихожан в 1822 году на месте старой деревянной церкви, которая, видимо, обветшала. Каменный храм строили восемь лет. Колокольня по некторым источникам датируется 1899 годом, Престолов у церкви три: в честь Вознесения Господня, святых апостолов Петра и Павла и святого Архистратига Михаила.
В советское время церковь была закрыта с 1938 года по 1944 год. Это был единственных храм в Сокольском районе, который не подвергался разрушению и разграблению.
Весьма интересен церковный погост. Там сохраняются старинные надгробия. Например, кованный, с витыми элементами памятник Анны Старковой из соседней деревни Левина. Женщина, чье сословие никак не обозначено на надгробии, умерла в 1911 году.
Рядом – еще более удивительный памятник. Он выполнен из деревянной чурки, на которой по кругу написано, кто из рода Старковых покоится в могиле. Надписи стирает время, но они еще читаются. Такого оригинального памятника мы еще не видели.
Последней точкой которую мы посетили в этот день была церковь Преображения Господня села Пелегово. Собственно, оттуда дорога убегала еще в пару населенных пунктов, где и заканчивался. День подходил к концу, мы засобирались на привал и домой. Тем более, что тучи продолжали заволакивать небо.
Название села по версии историка В.О.Ключевского произошло от удмуртского «пелег» – чуткий на слух. Более трех столетий назад, в царствование первого московского царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, в 1616 году старец Троице – Сергиева монастыря Трефилий Некрасов да крестьянин Ивашка выпросили себе в Москве в дворцовом ведомстве у стряпчего Т. Мандрикина «для пустынского строения» лесное урочище Пелегово за рекой Унжей на диком месте, подальше от людей и основали на этом месте Богоявленский монастырь, просуществовавший до 1708 года.
В 1807 году сход крестьян решил построить в Пелегове каменную церковь – на самом высоком и красивом месте. Небольшая церковь Преображения Господня была построена в 1823 году старанием прихожан. Престолов у церкви три: в честь Преображения Господня, святителя Николая Чудотворца и святых Петра, Алексия, Ионы, Московских чудотворцев. После революции 1917 года была полностью разорена, были сожжены все иконы, разрушены купола и колокольня. Более 80 лет стояла она всеми покинутая, разрушенное здание подо что только не использовалось. И после реставрации заново церковь открылась в 1996 году.
Около храма сохранился небольшой периметр старых деревьев – лип и берез. Создается впечатление, что тут был погост…
На поздний обед мы остановились на высокой бровке волжского берега у села Селянцево.
На шашлык к нам присоединился местный рыбацкий Хатико. Пока хозяин ходил по отмели залива и собирал голавлей из сетей, собакен по имени Муха неплохо поужинал с нами. При этом он поглядывал на хозяина, который стоя далеко внизу, мило с нами общался ))) Рыбак радовался, что мы сормовские, предлагал голавликов и намекал, что дачу надо покупать непременно тут.
Уважаемый автор! я праправнучка протоиерея Николая Суздальцева, скажите, от кого Вы узнали о раскулачивании (мои комментарии в сетях нашли?) или есть еще свидетели того времени? Спасибо!
Здравствуйте!А я ищу своего прапрадеда,служил в Сокольском отец Фёдор Сеничев,если вам что то известно прошу вас ответте по адресу denis.senihev@mail.ru
Заранее благодарен
Ника, к сожалению у нас нет свидетельств о Вашем прапрадеде кроме той информации, которую мы почерпнули из Ваших постов на поисковых форумах.
Спасибо,что упомянули об отце Николае в фотоотчете! Надеюсь побывать в следующем году в этих местах..
Бываю часто в Сокольском. Побывал почти во всех упомянутых вами местах, интересно и очень красиво!!! Спасибо
Спасибо за замечательный рассказ и фотографии,в 2011 году “вслепую” поехали в Сокольский район в поисках места для постройки дома,два года как обосновались в поселочке на самом берегу между Селянцево и Рыжково.Облазили много окрестных деревень,в которых есть на что подивиться!Храмы в Дмитриевском,Пелегово,Цыкино,Дресвищах…Места замечательные,планируем добраться до оз.Текун.Будем стараться,Ваши путешествия вдохновляют!
А моя бабушка родом из Беляево Сокольского района. Поэтому было интересно познакомиться с этой землей 🙂 Очень интересный уголок. Спасибо за отзывы на текст!
Спасибо, за интересный рассказ! Только Селянцево, где вы устраивали на обед, не село, а деревня:)
Спасибо за поправку. Мы знаем разницу между селом, сельцом и деревней. Просто в эпизоде с нашим неисторическим обедом “село” употребляется в значении “селение”. Красивейшие места! 🙂
От души благодарю за такой теплый отзыв. Это моя родина, мои корни… Но бываю там очень редко, и историю знаю мало. А здесь очень многое для себя почерпнула. Бог в помощь!
Огромное спасибо авторам и исполнителям данного обзора!
Сокольское – именно то место, где можно ЖИТЬ!
Служу на Дальнем Востоке, сам из Сокольского (д. Шумкино) при ознакомлении с данным материалом очень тепло на сердце стало.
СПАСИБО Вам большое!!!
снова к ВАМ за впечатлениями. Ужасно смотрится советская разруха. убеждаюсь все больше-пока не восстановим храмы-не восстановим жизнь
цыкино родина предков на погосте много моих предков,а где похоронена старкова там склеп был там гроб стоял отец лазил сам видел я не застал вход завалили ,а рядом крест был с сусальным золотом сам видел с остатками позолоты
Мои предки из деревни Ятово отворотка на право перед Куртюгой.Единственное поселение Беларусов в Нижегородской области.Мой дед родился в 1911 году уже в деревне Ятово.Основана она тоже в 1911году.Куплены земли Белорусами ,но название Ятово осталось с неизвестных времен.Переселенцы были из Могилевской области.02.июля 2018 года побывали на могиле Прадеда и прабабки и дяди похороненого на Ятовском кладбище.Показал сыну деревню откуда пошел наш род…Дом слава богу в порядке в нем живут дачники.Попили из дедовского Колодца, нынешние жильцы сказали ,что деда моего помнят многие приезжие и просят водички именно из его колодца.Дом ухожен в отличии от остальных заброшенных и пропавших.Все мое детство проходило летними каникулами в Ятово.Жаль что время не щадит постройки и природа берет свое! Живи дольше деревня!
Как с Вами связаться телефон или социальные сети? Я тоже хочу сьездить в Ятово на кладбище ,там похоронены мои бабушка с дедушкой,а дом наверное уже разрушен.
Спасибо Вам за прекрасный рассказ о поездке по Сокольскому району.Сам родом из села Пелегово.Было приятно читать Вас.
Спасибо! Очень интересно было читать про Сокольский район. Очень красивые места, дома и храмы, несмотря на их ветхость. Очень хочется побывать там. Сама я с юга Нижегородской области, у нас и погода, и постройки – все другое.
А мои корни в деревне Коряковец. Папа, его семья от туда родом и могилы бабушки и дедушки там. Бабушку и дедушку не застала я, ушли из жизни до моего рождения. И при жизни папы так и не была на его родине. А тянет меня туда неимоверно …
Спасибо автору, очень душевно написано.