Долгими зимними вечерами в тоске по прошлым краеведкам родилась идея организовать поездку в места с красивейшими панорамами, причудливыми легендами из вымысла и истории. Ну, и чтоб во всем была загадка, которую не разгадать ни за какие коврижки.
И придумалось – соседняя республика Марий Эл. Маленький, гордый народ – горные марийцы с нашего высокого берега Волги. Свой язык, своя культура, своя боевая история, свои тайны, безумно широкие панорамы с гор. Словом, решено.
Наклейка вместила малую часть красот тех краев. Провожатым стал почитаемый у мари медведь, которых в той местности не осталось.
Подготовка затянула нас с головой – хотелось цивилизованного оформления и полной аутентичности. Поэтому – тематические пакетики, книга-путеводитель системы “Самиздат натыренного в инете”, кукла-оберег в марийских традициях — бело-красная, с марийскими лебедем на подоле и без лица.
Ну и ребятишкам зайчик – чудесный зверек, который у мари имел более 30 ласковых и забавных наименований: “длинные ноги в чулках”, “выпуклые глаза”, “усы дыбом”,”полевая лошадка” и так далее. Набит пшеном – на богатство
Разведку мы провели за неделю до краеведки, окучив весь маршрут разом. Все нам показалось чудесным. И с погодой нам тогда очень повезло. А вот как настала пора ехать – всю неделю было прохладно и лили дожди. Даже накануне, в пятницу, утро началось с того, что небеса прорвало.
Как метко сказал Василий, “я не знаю кто из марийских богов курирует погоду, но он клевый чувак!”. Это однозначно. Может, выглядит Куго Юмо не очень адекватно, но ему респекты.
Ветер – его гонец, кстати. И заяц. Ночуя на старом городище постоянно дул теплый ветер, и ходил кругами заяц, большой как собака, не боясь вообще никого. Однозначно – дело нечисто
Словом, выходные стали настоящим островком летней июльской погоды – жара, теплый ветер с материка, на второй день – грозовые тучи, которые жалели нас и смели лить воду только когда мы уже садились в машины. А стоило выйти – опять жарило солнце.
Ну а теперь собственно сам аччот.
Нижегородские машины по дороге в Марий Эл цепляли ждущих саровчиГов и рязанцев, а также местных жителей – семейство Скифов. Для саровчиГов, кроме Доктора, это был первый опыт массовой краеведки, и они оч хотели перенять наши знания, чтобы мутить подобное у себя.
Первая культурная остановка – уже в Горномарийском районе соседней республики, у подножия памятника Акпарсу.
Вообще, в марийской мифологии есть целый сонм своих богатырей – некоторые стоят скалами над реками. А этот – не просто сказочный герой – это реальный человек, сотный князь, военоначальник, дипломат и исторический деятель. Акпарс – созвучно с татарским “ак барс”, что в переводе “белый барс”. Но у марийцев значение трактуется шире – “светлый, просветленный, счастливый барс, хищник”. Имя его было Изима. Вот тут он играет на гуслях боевой марш Акпарса. Не обращайте внимания на непочтительность марийских птиц к князю – марийцы его очень любят. У скульптуры красивое лицо с характерными марийскими чертами и национальная вышивка по рубашке, боярский русский кафтан.
С его именем связаны две самые известные легенды. Первая связана с местом, где мы ночевали – с Орол Кырык Салымхала, с городом на Сторожевой горе. Город захватили татары, вырезали марийское население и укрепились там. Город со стороны речной долины выглядит сейчас вот так. Стены были там, где деревья, по валу.
Круча нереальная, мы там спускались и ползли обратно по склону на четырех костях. Если каждому на пояс повесить еще по 10-килограмовому мечу для ближнего боя – мы бы там полегли просто, без вражеских стрел. Акпарс осадил свой город, довел татар до голода, скрылся в соседнем леске и выслал марийцев спросить, не изволят ли татары кушать. Казанцы оплатили подводы провизии. Марийцы загнали на гору огромное количество телег с вкусняшками. Правда, под рогожами было войско Акпарса и он сам. Татары были вырезаны. Вопщем, Троянкий конь по-марийски.
Ну и вторая легенда об осаде Казани. Акпарс устал, что его народ грабят и убивают и согласился пойти с Иваном Грозным биться в его третьем походе на Казань. Он там сыграл казанцам свой марш на гуслях и подорвал заложенный порох под стенами казанского кремля. Казань пала.
Кстати, рядом с памятником Акпарсу есть курган той эпохи – очень хитрое и сложное погребение погибшего в бою с татарами рода. Страшное место ограждено деревянными столбами с ритуальной символикой. Захоронение изучено историками и почитается в наши дни как могила героев.
Потом нас ждали в одном из самых старых сохранившихся до наших дней горномарийском городе – Цыкме, то есть Козьмодемьянске. Там есть этнографический музей на открытом месте, на горе над Волгой. Душевное место – там нам плеснули национального колорита
Потомки Акпарса встретили нас душевной песней, которая предназначена дорогим гостям
Никто ничо не понимал, но марийский язык богат гласными звуками и потому очень певуч и мелодичен. Слушать можно долго
Нам перевели смысл – мол, рады вам, пожалуйте в наш дом, угостим и приветим, чем богаты сами. Все услышанные нами песни были настолько жизнерадостны и оптимистичны, что не верится в исторический факт – горные марийцы постоянной войной были доведены до такого состояния, что у них владели ножом и стреляли из лука даже дети, женщины скакали верхом и владели луком и легким мечом. В царские времена горным марийцам запретили оружейные кузницы – они были очень воинственны и любой конфликт с властями или соседними народами решали резней, оставаясь при этом очень добрыми. Они и сейчас добрые и улыбчивые. А сапоги в национальном женском костюме с довольно короткой юбкой тоже не спроста – так удобно скакать верхом и отчаянно топать в национальном танце
В музее есть коллекция национальной одежды всех групп марийцев. Леша ака Скиф показывает марийские моды
Мебель из ротанга? Нет, не слышали… Мари всегда плели из лозы все, что душа просила
Еще марийцы имели промысел резьбы всяких клюшек, кроме хоккейных, и их украшений
Ну а дальше начался осмотр подворья – все строения были вывезены перед затоплением из горномарийских деревень. Сейчас они на дне Чебоксарского водохранилища. А благодаря музею мы посмотрели амбар. На втором этаже, над зерном проводили первую брачную ночь молодожены, которых запирали бдительные родители
Удалось сохранить кузницу и все, что к ней обычно прилагалось
Летняя кухня в марийском доме – все, чтобы гнать из меда, солода и ягод вкусные напитки
Потом нам спели на горномарийском песню про любовь: девушка мечтает встретить любимого и пронести чувство через всю жизнь
Посмотрели черную избу – глиняный пол, окошечко, затянутое бычьим пузырем, полная безнадега. Тяжело жилось в те суровые века
Вообще, марийцы очень любили резать дерево. Это не мешало им поклоняться рощам, так как кланялись они духам, а не растениям. Для нас пригласили резчика с его поделками
Напоили чаем с вареньем и печеньками
После чая началось – марийские танцы, в чем-то очень сильно похожие на русские. Слева в кадр влетел Доктор. Доктор летит на танцы.
А здесь уже все жгут напропалую