Развлечения по-марийски продолжались. Разрешили кататься на качелях и все такое. Сначала мы делали это прилично
А потом понеслась….
А вот этот житель Марий Эл так бегал на ходулях, что я не успевала его фоткать. Кароч, сразу понятно – местный
Ломать качели? Этого никто не отменял
Когда мари поняли, что музей под угрозой, они опять начали петь что-то очень доброе и пританцовывать. Народ бросил качели и ходули и стал слушать. Марийка звала нас в свой дом
Под домом держали ульи
П-образный двор марийца-лесника. Полный набор всяческих экипажей
Вот этот мне понравился больше остальных
В доме нам показали клеть — вполне все традиционно. Это холодное помещение вне избы. Там держали всякое барахло и отдыхали в жару.
Потом пошли в избу
Вот на фоне каких ковров фоткались бы сто лет назад, если бы у всех были фотики
Красный угол нам показался не в том углу, ну да может так заведено у мари
Прорезь для лика я вообще видела впервые
Кухня изобилует плетеной утварью и берестяной посудой
Хозяйка посадила всех на лавки
Ее “дочка” вышивала и качала люльку с младенцем…
А сама она пряла и тоже пела. Они вообще всегда поют. К стати, у мари есть песни без слов, состоящие просто из распевного мычания – дорожные песни. Поются в ритм ходьбе. Ну в избе со словами песня
Мебель
Вообще мари очень бережливы к своей истории и любят все подписывать – экспонаты в музее, здания. деревья, курганы и села. Можно просто ездить по местности и читать все, что написано
Потом нам показали, что мари пели вообще в любой ситуации. Мари который не поет – мертвый мари. Вот женщины в поле. Аккомпанемент на чем угодно могут изобразить. А наши подыграют на трещотках
Понятное дело, Леша дирижировал
Мы заслушались
Но судя по тому, что нам начали махать руками – с нами уже прощались
Ну ладно. Было душевно. А на прощание мы в русских соседских традициях немного еще погромили у них сувенирные лавки. На предмет магнитиков, хотя раньше предпочитали меха и мед – больше у мари ничего ценного не водилось.
Нас ждал обед в единственном найденном за время разведки приличном кафе. Там все было очень неплохо, только общитались чуток, но поправились. Удивило, что они не грели мясо и картофель, а жарили все это прямо к столу.
Стояночные зарисовки
После обеда мы дали себе полчасика на прогулку по старой Цыкме. Собственно, от марийской столицы ничего не осталось – это был вполне себе средний волжский городок, где жители очень любили плетение из лозы и резьбу по дереву, а основной экспорт, как пишет один историк, составляли добротные гробы. Как у Ильфа и Петрова – ощущение, что жители городка рождались только для того, чтобы подстричься и умереть. Кстати, Ильф останавливался в Козьмодемьянске, когда плыл на пароходе с агитацией облигаций. Потом в таком же рейсе будут изображены герои “12 стульев” Остап и Киса. В Козьмодемьянске. выступившими под именем Нью-Васюки, они сыграют с жителями в шахмат и бегут с позором. Веселый город.
После этого мы поехали на Сторожевую гору, где должны были встать лагерем. Дорога туда – просто песня А после дождя – стон и рыдание
Нас ждал настоящий серпантин, где после дождя делать нечего – глиняные подъемы опасны.
Мы поднялись… А наверху – вот так. “Кузьмиииииич!”
Вообще, если серьезно, то там был настоящий марийский город – тот самый, который Акпарс освобождал, прикинувшись продуктами. Город как сторожевая крепость существовал с 11 по 15 век. Археологи там копают много и долго – нашли кучу уникальных вещиц, доказали, что мари умели строить избы с печами, пользовались византийскими зеркальцами и вообще всяческими украшениями. Нашли много оружия, кузницу и гончарную мастерскую. Учитывая, сколько смертей видело это место, там просто вечером жутко. Хотя природная красота с видами на Волгу, где ее ширина достигает 20 км, захватывает.
С материка дул довольно сильный теплый ветер. Решили ставить лагерь. Мы с хохломой везде как дома
Разумеется, вечер начался со стола
И вдруг неожиданно рязанчеГи в лице Сурикова и его сына подарили нам, оранизаторам, сборно-разборный мангал – чудо инженерной мысли и зачотнейшую весч! Спасибо!
А саровчеги подарили нам книгу, которая оказалась набита конфетами и пизирек взрослого напитка. Ну чо еще нада для щастья? Спасибо!
Несмотря на усталость, было решено вечером на закате малой группой поискать Малосундырскую церковку. Церковь в селе была поставлена после того, как мари из Виловатова вынесли крест и принесли сюда, к подножию горы – выслали, так как были не сильно увлечены православием. Это было в середине 18 века. У креста поставили церковь, выросло село в долине у протекающей речки. Село было большим, там действовала ярмарка, были мельницы, кузницы, торговые лавки. Сейчас села нет – его перенесли, когда наполняли Чебоксарское водохранилище. И вид с городища вот такой. Очаровательно!
Речку штурмовали вот так. Доктор в затяжном прыжке
Церковь восстанавливают
За ее спиной старое марийское кладбище среди берез. Крестов практически нет. Души умерших давно перебрались в деревья, по марийским поверьям.
Мы посмотрели церковку и собрались опять ползти в гору. Там словно гигантская рука шевелила деревья – по ним катались волны ветра. Смотрелось сюрреалистично
Ну Доктор решила прилечь на дорожку
По дороге мы ловили ящериц
А когда пришли в лагерь – там уже все хорошо приняли и начали охоту на майских жуков. Их вылет был таким масссовым, что народ собирал их в стаканы. Ценились красноголовые.
Мы с Василием на дороге встретили большого как собака зайца. Он совершенно ничего не боялся, вышел на дорогу из древнего городища и наблюдал за нами – ну не очень свойственное поведение осторожному животному. Ну точно Куго Юмо его подослал. А на ночь над Сторожевой горой поднялась огромная красная луна. Спали неплохо – ночью дико свистел теплый ветер.
Утром на небе стали появляться тучки. И даже чуток крапал дождик, который вовремя опомнился и перестал, одарив нас июльской жарой.
Маскировка готова – едем по маршруту второго дня!
Покидаем старый город. Кстати на фотке видны остатки городских ворот
Едем к речке. Хотим показать всем старую церковку и немного плутаем
Тихо крадутся Тихони
Вопщем едем в бывший Малый Сундырь. Отступаем от маршрута.
А там речка. Принимаем решение переходить ее как вчера переходили разведчики – по двум деревцам и прыгая
Передаем все самое ценное
И смотрим уже все ту самую церковку
И опять переправа. Скиф изящно принимает самое дорогое на свой берег
Тихоня в полете
и не в полете
Проехали мимо старого мельничного фундамента с разбросанными жерновами
Следующий наш пункт – шестивековой дуб, почитаемый как дерево доброго духа. Говорят, что о помнит Акпарса. Последний раз ему дарили богатые подарки перед войной – мари уходили воевать и вязали на него полотенца. Теперь он просто стоит на краю села и на краю оврага. Мощное и теплое на ощупь дерево. Марийцы верили, что дуб – мужское дерево. И если мужчины просили у него здоровья и силы, мудрости, то женщина могла прийти и попросить сына. Проверим, у кого что появится после поездки
После дуба мы поехали смотреть сурков-байбаков – клевых 10-килограмовых родственников белки. Этот толстопопый суррикат живет колониями, роет норы, на зиму заделывает их какашками и вообще отлично прижился. Дело в том, что байбаки пропали в той местности из-за распашки полей и вот зверьков вернули.
Нас ждали уже. Дежурный байбак стоит, смотрит и свистит тревогу
(фото – alekzander2708 (chevy-niva.ru))
Наши ломанулись знакомиться
Накидали полные норы хлеба и огурцов. Надеемся, байбаки оценили потом этот порыв. Ну а раз сурков было не поймать — все ловили ящериц под нецензурный свист байбаков
Рядом стоит один из двух сохранившихся межевых столбов времен Екатерины Второй. Тут шел Симбирский тракт – от него остались в земле иногда видные белые камни. Столб в печальном виде, но на нем раньше были гербы Нижегородской и Казанской губерний. Еще один такой столб стоит где-то в Рязанской области, о чем рязанчеГи с удивлением узнали
Выехав от столба было решено посетить село Сумки – старинный населенный пункт на Волге. Сейчас оно со всей стариной – на дне реки, его затопило. Но остался храм, восстановленный кстати кем-то. И улица в пять домов. Мы решили посетить там почитаемый источник. А те, кто захочет – могут вернуться в храм к батюшке, которого называют “провидцем”. Мы его видели – седой, худой старик. Впервые о нем я слышала года три назад – говорили, что он может лечить рак. Ну, каждому по вере его. А мы на источник.
Потом остановились у храма
Напротив Сумок за Волгой усадьба Шереметевых
А потом нас накрыло тучкой, но мы уже сели в машины. Дождь вел себя корректно. Он не позволял лишнего
Дорога на Цепель, а нынче Васильсурск. От марийской крепости ничего не осталось кроме старых валов в зарослях. Легендарный город горных мари. Правда, стал как Плес чисто дачным городком, хотя уже, пожалуй селом. Мы решили посмотреть там храм у Волги и цепельскую сосну
А потом мущины немного помогли церковке с колкой дров
Скамейка запасных
Оттуда мы поехали на Супротивный ключ, который течет в священной марийской роще
Супротивный ключ – культовое для марийцев место. Место неправильное со всех отношениях. Родник не течет к Волге, а прокладывает путь в противоположную сторону. Родник не принимает никакого благоустройства – он не желает течь в проложенной трубе, находя другой путь. Он разрушает все залитые бетоном или уложенные досками площадки для посетителей. На кустах висят ленты-подарки и ленты-просьбы. Но в этом мрачном месте они уже выцвели так, что стали белесыми. В моей родной местности в Вачском районе, замешанном на прошлом народом мурома и меря такие ключи до сих пор называют смертными. Там можно пить воду, можно умыться или облить больные ноги. Но непременно сделать это так, чтобы вода с тела вашего не попала в родник обратно — пусть ее заберет земля. Купальни на источниках — чисто православная фишка, которую не приемлют ни марийцы, ни наследники мери. Нельзя осквернять воду своим телом. Набери воды и облейся в стороне хоть с ног до головы. После этой воды, по верованию тех кто в теме, надо будет попить или облиться водой из другого более положительного источника, штоб дал сил. Смертный просто уносит болезнь, но не дает сил.
После этого поехали в сторону дома, решив перекусить по дороге. Но мы не уехали далеко — у Тихони минус тяга, а у Доктора вообще колеса стали отваливаться
Этот цапель звал нас перекусить к озеру — мы свернули
После этого мы выехали в сторону дома. На небе стало появляться все больше дождевых тучек.
В Воротынце подобрали отремонтировавшегося Тихоню
Извините,если что было не так — мы старались штоб всем было интересно.
Спасибо за подарки — мы не ожидали и было очень приятно.
Спасибо рязанцам — они выдержали огромные расстояния и традиционно с нами в краеведках