Улица Свердлова, бывшая Полевая
Эта улица параллельна улицам Ленина, Первомайской и Льва Толстого. За её южным концом сразу начинались поля, поэтому и называлась она Полевой. Люди на ней жили разные: были среди них и муромские купеческие семейства, и даже именитый художник.
Улица Свердлова, бывшая Полевая, дом №9 – дом Куликова
Этот коричневый домик, с ушедшими наполовину в землю окнами первого этажа – дом известного художника Ивана Семеновича Куликова (1875 – 1941). Живописец родился в семье бывших крепостных крестьян, выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома. И судя по всему, мастер смог скопить определенный капитал. Известно, что этот домик на Полевой отец Ивана Семеновича приобрел в 1885 году.
После окончания начальной школы Иван Куликов поступил в Муромское уездное училище. Учился он прилежно и переходил из класса в класс с похвальными грамотами. Особенно любил мальчик уроки рисования. В 1894 году Куликова приняли в школу Общества поощрения художеств, где он осваивал основы графики, живописи, построения перспективы и композиции. Осенью 1896 года Куликов стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств при мастерской художника Владимира Маковского, но менее чем через месяц перешёл к Илье Репину. Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов был зачислен в студенты Высшего художественного училища. B 1901—1902 годах Репин пригласил Куликова помогать ему в работе над картиной «Заседание Государственного совета» вместе с Борисом Кустодиевым. В рамках этой грандиозной работы Куликовым было сделано 17 натурных портретных зарисовок. В ноябре 1902 года Иван Семенович окончил Академию художеств.
Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почётным гражданином и право на заграничную командировку. В 1903—1905 годах на правах пенсионера Академии художеств Куликов посетил Италию и Францию.
В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет моей матери» (1903) Куликов был награждён Большой серебряной медалью. В том же году за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) он получил премию Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов был удостоен звания академика живописи.
А на картинах муромского цикла у Ивана Семеновича оживает тот самый Муром, который нам уже не увидеть своими глазами. Но прежний город явно чувствуется еще и в размахе площадей, и в хороводе старых домов и лавок вокруг них.
«Все впечатления моего детства были мне милы всегда и послужили позже темам для многих моих картин», – признавался художник.
Заслужив признание, сын бывших крепостных крестьян Иван Семенович смог жениться по большой любви на девушке из известной муромской фамилии – Елизавете Аркадьевне Соколовой. Ее отец – пристав 1 стана Муромской полиции, а мать – Гундобина Варвара Васильевна, умершая в 1888 году, когда дочке Елизавете было 2 года. Зворыкина Мария Васильевна – вторая жена Соколова Аркадия Петровича, то есть мачеха Елизаветы Аркадьевны. (Благодарим за эту информацию внука художника – Беспалова Алексея Николаевича).
Именно Елизавета Аркадьевна разделяла увлечения мужа по коллекционированию предметов старины и часто становилась моделью своего любимого художника. Кстати, коллекционирование поддерживал и сосед – Алексей Жадин, живший от художника буквально через забор и тоже увлеченно собиравший элементы костюмов, старинное оружие и предметы обихода.
После революции талант Ивана Куликова был невостребован. Его “Боярышни”, “Ярмарки”, “Пряхи” стали никому не нужны. Да и сам он, “царский академик,” тоже стал никому не нужен. Прекратилась связь с Петербургом и Москвой. Деньги в банке, на которые он планировал построить мастерскую, “лопнули”. Удрать за границу как истинно русский человек он не мог, да и не пытался. Художник впал в отчаяние. К активной жизни вернуло преподавание рисунка и живописи на курсах учителей и в изостудии. С удовольствием Иван Семенович взялся и за организацию городского Художественного музея. Он стал его и основателем, и первым директором, научным сотрудником. Основу составили произведения искусства, хранящиеся в Карачаровском особняке графини Уваровой, других муромских коллекций. Теперь художник жил среди картин великих мастеров, произведения которых он видел в Эрмитаже и разных европейских музеях. Как и в молодости, вновь стал изучать великих итальянцев Тьеполо и Доссо-Досси, фламандцев и голландцев. Интересовался и произведениями русских старых мастеров.
В 30-е годы ХХ века годах художник написал более двухсот произведений для музея в Павлово-на-Оке. В 1940 году Куликов начал работу над самой большой и содержательной картиной “Выход Нижегородского ополчения в 1612 году”. Но в военном декабре 1941 года художник неожиданно умер. Картина осталась в эскизах и рисунках.
В 1947 году в трех комнатах здания открылся мемориальный дом-музей художника. Но в 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. А музейная часть дома перешла в частную собственность потомков художника. Нельзя сказать, что вид его безупречен, но дом отмечен мемориальной доской и имеет прямое отношение к семье академика.
Улица Свердлова, бывшая Полевая, №33 – дом Жадиных (утрачен)
Сейчас вы не найдете в Муроме такого вида бывшей Полевой улицы. Она застроена, в том числе, и многоэтажными зданиями. Но как пишут на сайте Муромского музея, на этом снимке Полевой есть дом купцов Жадиных. Правда, совершенно непонятно, какой же именно из них. По описаниям, дом был обширный, двухэтажный, и, кроме того, при доме шорное заведение и разные склады товаров. Федор Васильевич торговал каретами, санями, телегами, шорно-седельным и скобяным товаром, был поставщиком Двора его Императорского Величества по части кожевенного и костного сырья и продуктов его переработки.
Жадины – фамилия для Мурома значимая и интересная, а потому хотелось бы не ограничиваться аптечной историей знакомства наследника этой фамилии Алексея Жадина с юной барышней Гундобиной, а рассказать и об их родителях, чья история знакомства даст фору потомкам. Можно было бы привязать историю к дому №44 на улице Карла Маркса, как единственному сохранившемуся жадинскому, но он настолько скучен, что смотреть на него точно никто не отправится. А вот на Полевой семья Жадиных справляла свадьбы, танцевала, дружила с соседями, среди которых особо упоминается художник Куликов.
История женитьбы Федора Васильевича Жадина достойна романтического фильма. Жаль, что не нашлась его фотография в молодых годах – думаю, он был с огоньком в глазах.
Итак, в 1864 году Фёдору Васильевичу всего 19 лет. Его отец Василий Иванович был купцом третьей гильдии, торговал пряжей, щетиной и холстом. Сын уже вовсю пробовал свои силы в торговле и производстве. И вот он получает приглашение от своего друга Николая Стулова (тоже купеческая муромская фамилия) на крещение его новорожденной дочери Катеньки. Умилившись виду нежного младенца, Федор Жадин выдал на крестинах удивительное: «Я буду ее воспитывать. Она будет моей женой».
Разумеется, тогда вряд ли восприняли такое заявление всерьез, но Жадин был человеком слова уже в 19 лет. Несмотря на возраст жениховства, он не глядел в сторону барышень, а часто бывал в доме Стуловых и принимал деятельное участие в жизни Катеньки – дарил гостинцы, книги, обсуждал ее образование, но главное – он стал ее другом. Как бы там ни было, в 20 лет, то есть в 1884 году Катя Стулова вышла замуж за 39-летнего Федора Жадина. Интересно, что свадьба состоялась не в 16 и не в 17 лет Кати, как тоже бывало, когда родители или жених спешили. Очевидно, ее никто не торопил. Однако сложно представить себе эмоции невесты, которую целых 20 лет верно ждет один жених.
Обвенчались молодые в Сретенской церкви и прожили в любви и согласии долгие годы. В семье Екатерины Николаевны и Федора Васильевича было восемь детей. Не нашла их портрета в пору молодости, но даже на этой семейной фото с детьми и внуками Екатерина Николаевна еще замечательно моложава и хороша!
Осталось описание гнезда этой большой семьи. Дом на Полевой был большой, двухэтажный, в пять окон и с прилегающими постройками занимал целый квартал. При доме был сад, где росло триста яблонь различных сортов, любимым занятием детей было катание по саду на санках, запряженных в большого красивого сенбернара. На участке располагались склады, сараи, баня и прачечная, в противоположной стороне была беседка, лужайка и клумбы с цветами, был также и огород. Во дворе находился водопровод, который проходил и в кухню, располагавшуюся на первом этаже. Дом был гостеприимным и хлебосольным, в те времена было принято общаться запросто и часто ходить в гости друг к другу, не приурочивая посещение к праздникам или семейным событиям, а просто навещать знакомых, выражая этим свое почтение. Праздники отмечались пышно, к ним готовились заранее, гостей собиралось человек сорок — шестьдесят. Особенно торжественно в доме праздновались именины главы семьи, т. е. Федора Васильевича, которые приходились на начало октября. Гости являлись с поздравлениями в течение всего дня, а к вечеру собирался праздничный обед. В доме была огромная библиотека, собранная в основном Алексеем Федоровичем. Значительная часть ее сохранилась до настоящего времени. Некоторое количество находится в муромском музее, а остальные книги — в центральной библиотеке Мурома.
Алексей Жадин, как указывают некоторые источники, получил дом №7 по Полевой и стал соседом художника Куликова, с которым был очень дружен. Известно, что венчание Алексея с Софьей Ивановной Гундобиной состоялось 4 июня 1908 года в Сретенской церкви, а вот праздничный обед и бал давали именно в родительском доме на Полевой. Гостиная с окнами настежь, украшенный лентами сад и длинный стол, а вечером – фонарики в зелени деревьев.
Особой страстью Алексея Федоровича было коллекционирование. К революционному 1917 году он собрал многочисленную коллекцию, которая была уже хорошо известна. В коллекции было много вещей, представляющих историческую и художественную ценность. Среди них — старинное оружие, рыцарские доспехи, старинные головные уборы, предметы одежды, посуда, серебряные изделия и многие другие редкие вещи. Собирал также Алексей Федорович живопись и графику. Известно, что в коллекции Алексея Федоровича находилось собрание военных лубочных картинок конца XIX — начала XX века, которое сейчас хранится в музее.
Коллекция Жадина попала в муромский музей, создателем которого он так же стал. Революция задела семью и вырвала из нее Алексея Федоровича – он был обвинен в участии в мятеже против новой власти, арестован и расстрелян на Покров 1920 года во Владимире. Письма семьи и просьбы разобраться и отпустить невиновного не помогли. Могила его неизвестна.
Потрясающе! Была в Муроме раза четыре, но даже в голову не приходило, что есть и светская ЖЗЛ города. Теперь поеду гулять туда весной с вашими закладками и картой. А какие лица у людей! Спасибо за текст и фото. Мой прадед тоже из Мурома, но фото не сохранились, а то я бы вам прислала.
Спасибо за интересный рассказ о родном городе с необычных ракурсов! Фамилии все знакомые, мимо домов хожено-перехожено, но и тут нашли что-то новенькое! Так держать!
Вам не стыдно перепечатывать кусками чужой текст, да еще с ошибками, и чужие фотографии, без разрешения авторов и владельцев фото. Да еще добавлять собственную интерпретацию о жизни людей, чьи близкие родственники живы. Настоятельно прошу убрать из Вашего “сочинения” весь текст, относящийся к жизни семей Жадиных и Гундобиных и сопровождающие его фото.
Уважаемая Марина Александровна!
1. Нам не стыдно перепечатывать кусками чужой текст и брать чужие фотографии из открытых источников. Материал для заметок собирается по крупицам, обобщается и выкладывается на сайте в авторской интерпретации. Когда это возможно ссылки на первоисточник проставляются. Иногда первоисточник определить сложно (особенно это касается фотографий, которые очень быстро «разползаются» по инету) и, соответственно, нет смысла давать ссылку на источник.
А Вы являетесь автором какой-то фотографии или куска текста? Напишите нам об этом – мы обсудим с Вами. Наш адрес holiday-trips<собакен>yandex.ru. За возможные ошибки – простите, мы стараемся их вычищать по мере сил. Все люди, все живые, все ошибаются. Есть возможность поправить – поправьте нас, мы будем благодарны.
2. Да мы добавляем собственную интерпретацию – это наш сайт, мы пишем в его рамках нашего видения ситуации. Мы открыты для обсуждения. Напишите Ваше видение, опубликуйте в комментариях. Еще раз акцентирую Ваше внимание, что все фактологические материалы взяты из открытых источников – мы не использовали информацию, полученную в приватных беседах, переписках и т.д. Однако если вдруг мы действительно вторглись в частную жизнь – укажите нам на это, мы рассмотрим конкретные факты.
3. Убрать из нашего “сочинения” весь текст, относящийся к жизни семей Жадиных и Гундобиных и сопровождающие его фото не получится. Извините. Готовы рассмотреть конкретные случаи нарушения каких-либо прав.
С уважением к Вам, McLOUD.
Уважаемые авторы! Пожалуйста, не меняйте текста и не нужно ничего убирать. Именно авторская интерпретация делает светскую историю Мурома такой живой. Читала с большим удовольствием.
Огромный труд. Спасибо!
Знаю друзей, которые счастливо провели прошлые выходные, гуляя по этим адресам.
Я слежу за вичугской темой, но не сдержался и решил ответить уважаемой Марине Александровне. Перечитал про упомянутые фамилии и не понял, где там негатив и обидное. Прекрасный город, прекрасные люди. Даже жаль что про Вичугу не так широко написано. Если есть неточности и искажения, так это из-за того, что информация взята из открытых источников и об том в конце текста сказано как и про фотосклады! Могла быть использована какая-то информация с ошибками. В Вичуге тоже были неточности, но ребята откликаются на поправки и тысячи людей рады читать про свой городок. Напишите им письмо, они поправят, извинятся, если ваше купеческое величество уж очень оскорблено. Сайт некоммерческий, на энтузиазме, вопросов вообще нет. Но очень жаль, что потомки таких достойных людей хамоваты и грубы. Мельчают рода… Ребята, спасибо за материалы. Напишите про Лух, Кинешму и Юрьевец! Там люди рады будут! У них нет столько внимания, нет туристов. Удачи!
Любовь, Алексей, спасибо за теплые слова!
Алексей в Лухе, Кинешме и Юрьевце мы были, замечательные места! Когда нибудь, может быть и про эти места будет материал на нашем сайте… 🙂
А почему живые потомки пишут гадости, а не вносят коррективы и не благодарят авторов-составителей материала? Дедов-молодцов и бабок-красавиц просят удалить из истории. Позор просто!!!!!! И правда вырождаются семьи. В Москву что ли перебрались, сердца растеряли, стыд? Авторы не удаляйте! Пусть в деталях нет точности, так все люди через век становятся легендами. Хорошо когда такими добрыми и светлыми как у вас. Я в Муроме был один раз. Город монастырей, святых, попов и одного богатыря. Ехать еще раз не хотел. А в мае детей туда повезу, будем смотреть дома и материал ваш перечитывать. Какие люди! И усадьбу графа Уварова хоть издалека посмотрим. Очень рекомендую материал про Карачарово на этом сайте, кто не читал! Спасибо, что душу города показываете. Она в людях как раз. Мой прадед из Мурома, жили на въезде в город со стороны Касимова большой семьей. Дом не сохранился как и фотографии, а то я бы прислал вам разместить. Жму руки, ребята!
ОЧЕНЬ интересно. Читала запоем, не отрываясь. Удивительно бережно и тактично по отношению к людям, жившим до нас, написаны эти заметки. Я тоже корнями ( по маме ) из Арефино, Озябликово, Медоварцево. На каникулах жила у тети в Муроме и сейчас город открылся,- стал роднее и ближе. Ничего не надо вымарывать, прошу Вас.
Спасибо огромное за замечательный Ваш труд. Увлекательно следить за переплетением судеб и жизнью наших предков. Они просто жили, а мне очень интересно, как в простой,кажется, жизни отражается прекрасный характер народа. Муром оживает с Вашей помощью.
Марина Александровна Казанкова не нуждается в моей защите. Она – учёный, автор множества публикаций о муромском купечестве, постоянный участник ежегодной научной конференции «Уваровские чтения». Авторам стоило бы к ней прислушаться. От неточностей страдает прежде всего краеведение, история муромского края.
И под фотографиями желательно было бы указать авторство.
С уважением,
Марина Матизен,
правнучка фотографа Н.Н.Сажина
Уважаемая Марина!
Ежели Марина Александровна Казанкова не нуждается в Вашей защите, то зачем Вы это пишите? Непонятно.
Даже если она “учёный, автор множества публикаций о муромском купечестве, постоянный участник ежегодной научной конференции «Уваровские чтения»”, это все равно не дает ей права решать, что нам писать на сайте а что не писать. Это наш сайт и наши впечатления от увиденного, прочитанного, услышанного, просмотренного. Не считаю нужным прислушиваться к необоснованным и довольно наглым требованиям. Про неточности кстати говоря ничего дельного ни Вами ни Вашей подругой не написано.
Насчет авторства фотографий – источник откуда они взяты указан.
С уважением к Вам, McLOUD.
PS: Комментирование статьи закрыто – надоела агрессия потомков. Со всеми вопросами обращайтесь через форму обратной связи.
Уважаемая Марина Матизен, спасибо за отклик!
Ваш прадед сделал величайшее дело – запечатлел лица, костюмы, настроения и даже саму атмосферу города. Низкий поклон и вечная память.
Теперь о том, кого не стоит защищать.
Нам странно читать оскорбления от ученого, автора публикаций, постоянного участника и почтенной дамы. Уж извините, но воспринимается именно так.
Ошибки мы обычно исправляем, если нам указывают, что, мол, у вас дом подписан как сидоровский, а он ивановский. Или, мол, не №9, а № 10 – мы сразу исправляем. Мы же не историки, мы автотуристы.
По поводу фото вашего замечательного прадеда.
В конце текста, на странице №10, если вы долистали, написано:
“История … составлена по открытым источникам – книгам, сборникам статей, опубликованным мемуарам и письмам потомков, а также оцифрованным архивным документам. Особая наша благодарность сайтам Муромского музея, russiainphoto.ru и runivers.ru за богатые фотоматериалы и идентификацию героев”.
Авторы не указывают, что это их фото или из их собственного архива.
Не все фото с паспарту, не по всем мы знаем авторство, можем ошибаться.
В любом случае, этим кадрам 100 лет и более, эти фото всюду используются, в том числе, и без авторства.
Ну и еще раз обращаю внимание уважаемых ученых, авторов публикаций и прочих заслуженных деятелей на то, что вы, господа, воюете на маленьком частном сайте двух автопутешественников )))
Это не коммерческий и не исторический сайт.
Он не принадлежит никакой организации.
У него нет рекламы и он сам не рекламоноситель.
Это путевой дневник. Субъективный путевой дневник!
Если мы считаем купца Иванова замечательным человеком – так и напишем.
Если городок N оказался грязной дырой – так и будет написано. Это впечатление авторов!
Цель дневника и путевых заметок – поделиться все же позитивными впечатлениями о людях, городах и местечках Родины, процитировать прочитанное об этом.
Чтобы другие люди туда тоже съездили, познавательно отдохнули, а заодно оставили немного своих денег в благословенных гостиницами и ресторациями городках.
Но судя по реакции на частные путевые заметочки, в Муром лучше не ездить и ничего о нем не писать в интернете!
А то ученое сообщество перегрызет горло несчастного автора записок и туриста за неточности, ошибки и эксклюзивные факты, приведенные в их замечательных книгах, но криво пересказанные.
Может, лучше бы направили свою активность и принципиальность на спасение города, а?
Он у вас сильно обветшал, и скоро будет нечего смотреть в нем, кроме Оки и храмов.
Таблички бы на дома повесили, фото замечательные сажинские на стендах оформили (с авторством, разумеется).
Это ж память! Было бы так хорошо!
А вы на чтениях сидите и в интернетах воюете, людей за интерес к городу по рукам бьете ((((
Жаль, что Муром отличился склочностью. Очень жаль (((
Пришлось пообщаться с одним знающим человеком – так волосы дыбом от некоторых конфликтов вокруг этой вашей музейной и прочей культурной деятельности в Муроме. Срамота просто.
На фоне разрушения его исторического центра делается совсем грустно (((
Уважаемые друзья-читатели, осматривайте Муром молча!
Помните, что его ученые деятели очень строги, а вам научной степени не хватит, чтобы верно отразить прошлое города. Как и нам.
Лучше просто заезжайте в Муром, как паломники. По церквям – и домой.
Чтобы не огорчать никого, и от греха подальше )))))
Как вы правы! Есть такая черта у муромцев – хамоватость. Но, научное сообщество по улицам за туристами не бегает с топорами, можно гулять спокойно, приезжайте, пока все не развалилось!
Вот за озвученную черту сейчас (как коренной муромлянке, пусть и без именитых предков) обидно стало. Это черта касается не только жителей Мурома. Хамоватостью многие страдают не зависимо от места рождения. Просто такие товарищи громче, вот и складывается впечатление про большинство. А так муромляне (в основном) люди адекватные и отзывчивые. Пара рьяных “уваровцев” на давней пенсии с московской (к слову) пропиской (и склочностью) не показатель. Таких в каждом городе по две на подъездную лавку. Приезжайте, любуйтесь, пожалуйста. Центр стараются восстанавливать, кстати. Но, сами понимаете, город маленький, финансирование смешное. Вот и реставрируют один музей уже лет десять… Но реставрируют же.
С каким удовольствием читаю, вы даже не представляете! Была в Муроме коротенько, прошли по центру с гидом, а теперь – уже постфактум – узнаю вещи, которые делают город живым и интересным. И люди, и события – все-все наполняется смыслом и значением. Это очень увлекательное чтение, огромнейшее вам спасибо!
Хочу дополнить по поводу первого фото дома Рассадина. По рождению Дмитрий Андреевич – Макарычев, а двойную фамилию использовал позже, после женитьбы. Вероятно – по фамилии жены, Пелагии Семеновны Рассадиной. По-видимому, детей у них не было. Увы, фото обнаружить не удалось.
Спасибо большое! Очень интересно.